Феноменальный фермерский дар: жить с 600-ю сотками и не тужить

“Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение”

10 / 23 октября – память великого старца ХIX века, преподобного Амвросия Оптинского (1812–1891). Публикуем отрывок из книги издательства Сретенского монастыря: «Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия».

Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Амвро­сия / Схиарх. Агапит (Беловидов). — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2010. — 440 с.

Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Амвро­сия / Схиарх. Агапит (Беловидов). — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2010. — 440 с.

Советы и наставления свои, которыми старец Амвросий пользовал души приходивших к нему с верою, преподавал он или часто в уединенной беседе, или вообще всем окружавшим его в форме самой простой, отрывочной и нередко шутливой. Вообще нужно заметить, что шутливый тон назидательной речи старца был его характерной чертой.

«Как жить?» — слышался старцем со всех сторон общий и весьма важный вопрос. По своему обыкновению он отвечал в шутливом тоне: «Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение». Такой тон старцевой речи вызывал часто улыбку на устах легкомысленных слушателей. Но если посерьезнее вникнуть в это наставление, то каждый увидит в нем глубокий смысл. «Не тужить» — т.е. чтобы сердце не увлекалось неизбежными для человека скорбями и неудачами, направляясь к Единому Источнику сладости вечной — Богу; чрез что человек при бесчисленных и разнообразных невзгодах может успокаивать себя, мирясь с ними, или «смиряясь». «Не осуждать», «не досаждать». — Ничего нет обыкновеннее между людьми осуждения и досаждения, этих исчадий погибельной гордости. Их одних достаточно к тому, чтобы низвести душу человека во дно адово, между тем как они большей частью и за грех не считаются. «Всем мое почтение» — указывает на заповедь апостола: в почтительности друг друга предупреж­дайте (Рим 12, 10). Сводя все эти мысли к одной общей, мы видим, что в вышеприведенном изречении проповедовалось старцем главным образом смирение, эта основа жизни духовной, источник всех добродетелей, без которого, по учению святого Иоанна Златоуста, как упомянуто прежде, невозможно спастись.

На предлагавшийся старцу общий вопрос: «Как жить?» — иногда отвечал он и несколько иначе: «Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно; тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно».

«Мы должны, — еще говорил старец, — жить на земле так, как колесо вертится: чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремиться вверх; а мы как заляжем на землю, так и встать не можем».

«Спасение наше должно содеваться между страхом и надеждою»

На вопрос, как это праведники, зная, что они хорошо живут по заповедям Божиим, не возносятся своею праведностью, старец ответил: «Они не знают, каков ожидает их конец». «Потому, — прибавлял он, — спасение наше должно содеваться между страхом и надеждою. Никому ни в каком случае не должно предаваться отчаянию, но не следует и надеяться чрезмерно».

Вопрос: можно ли желать совершенствования в жизни духовной? Ответ старца: «Не только можно желать, но и должно стараться совершенствоваться в смирении, т.е. в том, чтобы считать себя в чувстве сердца хуже и ниже всех людей и всякой твари».

О терпении: «Когда тебе досаждают, никогда не спрашивай — зачем и почему. В Писании этого нигде нет. Так, напротив, сказано: если кто ударит тебя в десную ланиту, обрати ему и другую. В десную ланиту на самом деле ударить неудобно, а это разуметь нужно так: если кто будет на тебя клеветать или безвинно чем-нибудь досаждать, — это будет означать ударение в десную ланиту. Не ропщи, а перенеси удар этот терпеливо, подставив при сем левую ланиту, т.е. вспомнив свои неправые дела. И если, может быть, ты теперь невинен, то прежде много грешил; и тем убедишься, что достоин наказания».

Если кто-либо из братии, по малодушию и нетерпеливости, скорбел о том, что его не скоро представляют к мантии, или к иеродиаконству и иеромонашеству, старец имел обыкновение так говорить в назидание: «Это, брат, все придет в свое время, — всё дадут; добрых дел никто не даст».

«Чтобы не предаваться раздражительности и гневу, не должно торопиться»

О раздражительности: «Никто не должен оправдывать свою раздражительность какою-нибудь болезнью, — это происходит от гордости. А гнев человека, по слову святого апостола Иакова, не творит правды Божией (Иак 1, 20). Чтобы не предаваться раздражительности и гневу, не должно торопиться».

Читайте также:
Как часто поливать огурцы

Беседуя о зависти и памятозлобии, старец сказал: «Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим; а главное — не мстить им и быть осторожным, что- бы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения».

«Любовь, конечно, выше всего. Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь».

«Кто имеет дурное сердце, не должен отчаиваться, потому что с помощью Божией человек может исправить свое сердце. Нужно только внимательно следить за собою и не упускать случая быть полезным ближним, часто открываться старцу и творить посильную милостыню. Этого, конечно, нельзя сделать вдруг, но Господь долготерпит. Он тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление».

О милостыне старец Амвросий говорил: «Святой Димитрий Ростовский пишет: если придет к тебе человек на коне и будет у тебя просить, подай ему. Как он употребит твою милостыню, ты за это не отвечаешь».

Еще: «Святитель Иоанн Златоуст говорит: начни отдавать неимущим, что тебе не нужно, что у тебя валяется; потом будешь в состоянии давать больше и даже с лишением себя, а наконец уже готов будешь отдать и все, что имеешь».

На вопрос, как понимать слова Писания: будьте мудры, как змии (Мф 10, 16), — старец объяснил: «Змея, когда нужно ей переменить старую свою кожу на новую, проходит чрез очень тесное, узкое место, и таким образом ей удобно бывает оставить свою прежнюю кожу: так и человек, желая совлечь свою ветхость, должен идти узким путем исполнения евангельских заповедей. При всяком нападении змея старается оберегать свою голову. Человек должен более всего беречь свою веру. Пока вера сохранена, можно еще все исправить».

«Я говорила как-то батюшке, — пишет его духовная дочь, — об одной семье, что мне всех их очень жаль, — они ни во что не верят, ни в Бога, ни в будущую жизнь; жаль именно потому, что они, может быть, и не виноваты в этом сами, их воспитывали в таком неверии или были другие какие причины. Батюшка закачал головой и так гневно сказал: “Безбожникам нет оправдания. Ведь всем, всем решительно, и язычникам проповедуется Евангелие; наконец, по природе всем нам от рождения вложено чувство познания Бога; стало быть, сами виноваты. Ты спрашиваешь, можно ли за таких молиться? Конечно, молиться за всех можно”. “Батюшка! — говорила я вслед за тем. — Ведь не может ощущать в будущей жизни полного блаженства тот, которого близкие родные будут мучиться в аду?” А батюшка на это сказал: “Нет, там этого чувства уже не будет: про всех тогда забудешь. Это все равно как на экзамене. Когда идешь на экзамен, еще страшно и толпятся разнородные мысли, а пришла — взяла билет (по которому отвечать), про все забыла”».

Пришел к старцу какой-то господин, не верящий в существование бесов. Господин сказал: «Воля ваша, батюшка, я даже не понимаю, что это за бесы». На это старец ответил: «Ведь и математику не все понимают, однако она существует».

О лености и унынии: «Скука — унынию внука, а лени дочь. Чтобы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись; тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь».

О нечувствии и бесстрашии, по поводу внезапной смерти С., батюшка сказал: «Вот смерть-то не за горами, а за плечами, а нам хоть кол на голове теши».

«Вот смерть-то не за горами, а за плечами, а нам хоть кол на голове теши»

Еще говорил: «Если на одном конце деревни будут вешать, на другом конце не перестанут грешить, говоря: до нас еще не скоро дойдут».

Читайте также:
Правильная обрезка яблони

О силе покаяния рассказывал следующее: «Один все грешил и каялся, и так всю жизнь. Наконец покаялся и умер. Злой дух пришел за его душой и говорит: он мой. Господь же говорит: нет, — он каялся. “Да ведь хоть каялся, опять согрешал”, — продолжал диавол. Тогда Господь ему сказал: “Если ты, будучи зол, принимал его опять к себе после того, как он Мне каялся, то как же Мне не принять его после того, как он, согрешив, опять обращался ко Мне с покаянием? Ты забываешь, что ты зол, а Я благ”».

«Бывает, — так говорил батюшка, — что хотя грехи наши чрез покаяние и прощаются нам, но совесть все не перестает упрекать нас. Покойный старец отец Макарий для сравнения показывал иногда свой палец, который давно когда-то был порезан: боль давно прошла, а шрам остался. Так точно и после прощения грехов остаются шрамы, т.е. упреки совести».

«Хотя Господь и прощает грехи кающимся, но всякий грех требует очистительного наказания. Например, благоразумному разбойнику Сам Господь сказал: Ныне же будешь со Мною в раю (Лк 23, 48); а между тем после этих слов перебили ему голени; а каково было еще на одних руках, с перебитыми голенями повисеть на кресте часа три? Значит, ему нужно было страдание очистительное. Для грешников, которые умирают тотчас после покаяния, очищением служат молитвы Церкви и молящихся за них, а те, которые еще живы, сами должны очищаться исправлением жизни и милостынею, покрывающею грехи».

«Креста для человека (т.е. очистительных страданий душевных и телесных) Бог не творит. И как ни тяжек бывает у иного человека крест, который несет он в жизни, а все же дерево, из которого он сделан, всегда вырастает на почве его сердца». Указывая себе на сердце, батюшка прибавлял: «Древо при исходищах вод, — бурлят там воды (страсти)».

«Когда человек, — говорил еще старец, — идет прямым путем, для него и креста нет. Но когда отступит от него и начнет бросаться то в ту, то в другую сторону, вот тогда являются разные обстоятельства, которые и толкают его опять на прямой путь. Эти толчки и составляют для человека крест. Они бывают, конечно, разные, кому какие нужны».

«Иногда посылаются человеку страдания безвинно для того, чтобы он, по примеру Христа, страдал за других. Сам Спаситель прежде пострадал за людей. Апостолы Его также мучились за Церковь и за людей. Иметь совершенную любовь — и значит страдать за ближних».

Говорил еще старец: «Один брат спросил другого: кто тебя обучил молитве Иисусовой? А тот отвечает: бесы. — “Да как же так?” — “Да так: они беспокоят меня помыслами греховными, а я все творил да творил молитву, — так и привык”».

Один брат жаловался старцу, что во время молитвы множество бывает разнообразных помыслов. Старец на это сказал: «Ехал мужик по базару; вокруг него толпа народу, говор, шум, а он все на свою лошадку: но-но! но-но! — так помаленьку-помаленьку и проехал весь базар. Так и ты, что бы ни говорили помыслы, все свое дело делай — молись!»

Чтобы люди не оставались в беспечности и не возлагали всю свою надежду на постороннюю молитвенную помощь, старец повторял обычную народную поговорку: «Боже-то поможи, да и сам мужик не лежи». А Т. сказала: «Батюшка! Чрез кого же нам просить, как не через вас?» Старец ответил: «И сама проси; ты вспомни, — двенадцать апостолов просили Спасителя за жену хананеянку, но Он не услышал их; а сама стала просить, упросила».

Но так как молитва есть сильнейшее оружие против невидимого врага, то он и старается всячески отвлекать от нее человека. Передавал старец такой рассказ: «На Афоне у одного монаха был скворец-говорун, которого монах очень любил, увлекаясь его разговорами. Но вот странно: лишь только монах начнет исполнять свое молитвенное правило, скворец тут и разговорится и не дает молиться монаху. Раз на светлый праздник Воскресения Христова монах подошел к клетке и говорит: “Скворушка, Христос воскресе!” А скворец отвечает: “Вот то-то и беда наша, что воскрес”, — и тут же околел, а в келье монаха разлилось нестерпимое зловоние. Тогда понял монах свою ошибку и раскаялся».

Читайте также:
Как использовать дорожки в саду для улучшения почвы

Что Бог главнее всего смотрит на внутреннее молитвенное настроение души человека, об этом старец говорил: «Пришел как-то к упомянутому выше отцу игумену Антонию один больной ногами и говорит: “Батюшка, у меня ноги болят, не могу класть поклоны, и это меня смущает”. Отец Антоний ответил ему: “Да уж в Писании сказано: Сыне, даждь ми сердце, а не ноги”».

«Отчего люди грешат?» — задавал иногда старец вопрос и сам же решал его: «Или оттого, что не знают, что должно делать и чего избегать, или если знают, то забывают; если же не забывают, то ленятся, унывают. Наоборот, так как люди очень ленивы к делам благочестия, то весьма часто забывают о своей главной обязанности — служить Богу; от лености же и забвения доходят до крайнего неразумия или неведения. Это три исполина — уныние или леность, забвение и неведение, — от которых связан весь род человеческий нерешимыми узами. А затем уже следует нерадение со всем сонмищем злых страстей. Потому мы и молимся Царице Небесной: Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение и вся скверная, лукавая и хульная помышления…».

Жить — не тужить!

Благодушно и благодарно терпящим всё обещается там покой. Да ведь какой? И сказать невозможно; только требуется для этого жить осторожно, и прежде всего жить смиренно, а не тревожно, и поступать как следует и как должно. В ошибках же каяться и смиряться, но не смущаться.

Благодушно и благодарно терпящим всё обещается там покой. Да ведь какой? И сказать невозможно; только требуется для этого жить осторожно, и прежде всего жить смиренно, а не тревожно, и поступать как следует и как должно. В ошибках же каяться и смиряться, но не смущаться.

Из сборника изречений преподобного Амвросия Оптинского «Жить – не тужить», выпущенного в издательстве «Никея» . Ритмичные и рифмованные строки, ироничные и остроумные поучения одного из самых почитаемых русских старцев, много лет не теряют своей актуальности.

Интересна, как доказательство той поэзии, которая всегда жила в этой богатой натуре, припавшая ему одно время фантазия писать стихи, о чем он сам впоследствии рассказывал: «Признаюсь вам, пробовал я раз писать стихи, полагая, что это легко. Выбрал хорошее местечко, где были долины и горы, и расположился там писать. Долго, долго сидел я и думал, что и как писать; да так ничего и не написал». Но на всю жизнь осталась у него любовь говорить в рифму.

Чадце мое нетолковитое, мир тебе и Божие благословение и всякое утверждение в терпении и долготерпении, в нем же имамы великую потребу, да благодушно переносим вся встречающаяся и вся приключающаяся.

N воры — лакомые воры, да и не слабы, и не хворы, лазят не только через заборы, но, как мыши, пробираются и сквозь крыши. Эти воры, или другие, в двух местах хлебный амбар провертели, но ничего не успели и, должно быть с горя, пошли и запели: «Монастырского не трогай, чтобы не послали арестантскою дорогой».

Благодушно и благодарно терпящим всё обещается там покой. Да ведь какой? И сказать невозможно; только требуется для этого жить осторожно, и прежде всего жить смиренно, а не тревожно, и поступать как следует и как должно. В ошибках же каяться и смиряться, но не смущаться.

Читайте также:
Как сделать альпийскую горку

Прп. Амвросий Оптинский. Портрет

N во время поста находится в церковном затворе, а я и в пост, и не в пост постоянно нахожусь на людском соборе и сборе и чужих дел на разборе.

N! не будь как докучливая муха, которая иногда без толку около летает, а иногда и кусает и тем и другим надоедает, а будь как мудрая пчела, которая весной усердно дело свое начала и к осени окончила медовые соты, которые так хороши, как правильно изложенные ноты. Одно сладко, а другое приятно…

Ты, N, чай пей, только дело духовное разумей.

Прп. Амвросий Оптинский. Икона

Без смиренья невозможно иметь успокоенья.

На слово не верь всякому вздору без разбору — что можно родиться из пыли и что люди прежде обезьянами были. А вот это правда, что многие люди стали обезьянам подражать и до степени обезьян себя унижать.

Возмогай о Господе и в державе крепости Его! Да возрадуется душа твоя о Господе, облече бо нас в ризу спасения и одеждою веселия одея нас; и глаголет к нам через Апостола: всегда радуйтеся, о всем благодарите, сия бо есть воля Божия.

Потерпи; может, откроется тебе откуда-либо клад, тогда можно будет подумать о жизни на другой лад; а пока вооружайся терпением и смирением, и трудолюбием, и самоукорением.

Ты говоришь, что делаешь все с понуждением; но в Евангелии понуждение не только не отвергается, но и одобряется. Значит, не должно унывать, а должно на Бога уповать, Который силен привести все к полезному концу. Мир тебе!

Воли человека и Сам Господь не понуждает, хотя многими способами и вразумляет.

Немощь, и слабость, и усталость, и изнеможение, а к ним еще и леность и нерадение — вот мои спутницы! И с ними мое всегдашнее пребывание.

Мать! Давно было сказано, чтобы не унывать, а на милость и помощь Божию уповать! Что говорят — слушай, а что подают — кушай.

Послушай, сестра! Не будь востра, не будь пестра! А будь постоянна и смирна — и будешь мирна!

Не люби слушать о недостатках других, тогда у тебя будет меньше своих.

Благожелательно приветствую о Господе N многовещанную и других сестер, которые живут, аки рыбы безгласные, хотя изредка перышки и поднимают. Но перо не палка, и воробей не галка, и сорока не ворона. Впрочем, у всех есть своя оборона. Когда найдет уныние, прочитывай этот набор слов, как немец русскому говорил: «Экой ты дров!» Хотел назвать дубиной, да не сумел.

Не раз вспомнишь простую русскую пословицу: «Бей в решето, когда в сито не пошло». Пословицу эту не мешает заметить и запомнить и тебе, мать, когда придется в деле не успевать, когда думаем сделать так, а выходит иначе. Тогда пословица эта пригодна наипаче.

Приветствую N многовещанную, и N поющую и тон задающую, и пытливую… чтобы не допускали много к своему уху. Слабые уши не могут без вреда многого переносить.

Хоть и говорят, что год на год не приходится, а все-таки всегда дела идут, как водится. Всегда один прочный совет: «Ванька, а Ванька! Смака, барин знаит-пярязнаит, а все-таки твярдит». Этот с барином Иван — пример и нам. Каждый тверди свой урок и помни, что говорит пророк: блажен, иже не иде на совет нечестивых.

Не было печали, но лукавые враги накачали, представляясь то в виде Ефремки, то в виде зубастой крокодилки.

Слышу о тебе, начальственная мать, что ты не перестаешь унывать с тех пор, как начала горевать, получивши весть о пострижении. Знай, что горе — как море: чем более человек в него входит, тем более погружается.

Мир тебе и милым гусяткам! Которые бывают иногда милы, иногда же и гнилы.

Хорошо бы, новая матушка …ина, если бы у тебя наружно была приятная и назидательная мина, при этом и душевная тишина хранима. Хотя это не легко, и претрудно, и не всегда удобно, но зато и нам и другим полезно.

Читайте также:
Надо ли поливать картофель

* * *
Дай Бог, чтобы всякое возгорание неприятное скоро погашалось, чтобы не подавать деревенским ребятишкам повода повторять старинную песенку: «Гори, гори жарко, едет Захарка, сам на лошадке, жена на коровке, дети на телятках». По-видимому, песенка эта глупенькая, но не без причины же и повода какого-либо она сложена. А я вам написал это после духовного утешения для простого рассмешения.

Оттого и кончина была хороша, что жила хорошо. Как поживешь, так и умрешь.

Отчего люди грешат? Или оттого, что не знают, что должно делать и чего избегать, или если знают, то забывают, если же не забывают, то ленятся и унывают.

Иди, куда поведут; смотри, что покажут, и всё говори: да будет воля Твоя. Вот смерть-то не за горами, а за плечами, а нам хоть кол на голове теши.

Лицемерие хуже неверия.

Жить можно и в миру, только не на юру, а жить тихо.

Преподобный Амвросий Оптинский

Преподобный Амвросий Оптинский

Москва бьет с носка и колотит досками.

Если слушать чужие речи, придется взвалить осла на плечи.

Купить — все равно что вошь убить, А продать — все равно что блоху поймать.

Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно.

Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение.

Народ! Не разевай рот!

Когда кашу заварим, тогда увидим, что творим.

Батюшка, мы знаем, что вы молитесь на нас каждый вечер.

Да, когда не устаю, а то и свинья забудет своих поросят, когда ее палят.

Ты не тужи, у тебя не ременные гужи. Лыко да мочало оборвалось — связала и опять помчала.

Скука — унынию внука, а лени — дочь. Чтобы прогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись; тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпение и смирение прибавишь, то от многих зол себя избавишь.

Мать! Претерпевай и не унывай.

У хозяина были гуси, он и ласкает их: «Те-жа, те-жа!» А они все те же.

Всем бы я была довольна, батюшка, да вы от меня далеко.

Ближние мои далече от меня стали. Близко — да склизко, далеко — да глубоко.

Терпел Елисей, терпел Моисей, терпел Илия, потерплю и я.

Старость, слабость, бессилие, многозаботливость и многозабвение, и многие беcполезные толки не дают мне и опомниться. Один толкует, что у него слабы голова и ноги, другой жалуется, что у него скорби многи, а иной объясняет, что он находится в постоянной тревоге. А ты все это слушай, да еще ответ давай, а молчанием не отделаешься — обижаются и оскорбляются. Недаром повторяется иногда поговорка: «Толкуй больной с подлекарем». Больному желается объяснить свое положение, а подлекарю скучно слушать, а делать нечего — слушаешь, не желая еще более раздражить и растревожить больного толкуна.

Хотя бы на время желал бы куда уйти или уехать, но болезненное положение не выпускает из келии, в двери которой с двух сторон стучат и докучают принять и потолковать о нужном и ненужном, а слабость моя преклоняет принять. Вот и не знаешь, как дело это понять.

Этот Иван будет полезен и нам и вам.

Ты ведь молодой князь, через такие поступки не ударяй себя лицом в грязь.

Чтобы идти в монастырь, надо терпения не воз, а целый обоз.

Кто хочет себе внимать, тот должен книгу сию внимательнее читать, побольше дома сидеть, поменьше по сторонам глядеть, по келиям не ходить и к себе гостей не водить; других не осуждать, а о своих грехах к Господу Богу воздыхать, дабы получить милость Божию.

Сейчас, когда закрыто огромное количество СМИ, Правмир продолжает свою работу. Мы работаем, чтобы поддерживать людей, и чтобы знали: ВЫ НЕ ОДНИ.

18 лет Правмир работает для вас и ТОЛЬКО благодаря вам. Все наши тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке.

Читайте также:
Ландшафтный дизайн своими руками: экономим солидную сумму денег

Поддержите Правмир сейчас, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей – чтобы Правмир продолжался. Мы остаемся. Оставайтесь с нами!

Как британский бизнесмен Джон Кописки стал русским фермером

Джон с супругой Ниной.

Он начал новую жизнь в российской глуши. Последние 20 лет с женой и пятью детьми он разводит коров, делает сыры и счастлив.

Старинная деревня Крутово под Петушками (120 км от Москвы, Владимирская область) – одно из тех мест, которое невольно хочется назвать «русскими просторами». Широкие луга, уходящие за горизонт, извилистые берега реки Клязьмы, разноцветные дома с резными наличниками, деревянные церкви, возвышающиеся над ними. Здесь находится настоящее русское поместье бывшего британского бизнесмена Джона Кописки, а ныне – российского гражданина и известного на всю округу фермера. Мы решили узнать, так ли хороши его сыры и сырники?

Туризм на колхозе

Джон и Нина Кописки.

Джон и Нина Кописки.

Гастрономическая карта России

«Раньше здесь был заброшенный советский колхоз», – говорит Нина Кописки, обаятельная супруга Джона в ярко-голубом пальто с меховой оторочкой под старину, показывая свои владения. «Мы построили здесь агротуристический комплекс “Богдарня”, куда могут приезжать и дети, и взрослые: кататься на лошадях, гулять по окрестностям, есть вкусную еду, отдыхать от города».

Настоящий тяжеловоз!

Гастрономическая карта России

Старые здания по возможности сохранили: в этой каменной башне с флигелем раньше хранили навоз, а сегодня здесь сауна для гостей. Коровник стал настоящим рестораном – о его прошлом можно догадаться только по форме здания; никакого запаха нет, а внутри стоят обычные столы и стулья, декорированные советской символикой. Деревянные дома превратили в хостелы.

“Богдарня”, та самая гостиница-усадьба.

Гастрономическая карта России

«Еще пару старинных домов привезли из Архангельской области – сейчас их заново собирают по бревнышку, и в будущем мы планируем там жить», – говорит Нина Валерьевна. По образованию она архитектор, и весь этот ландшафтный дизайн – ее идея.

Прогулочная аллея.

Гастрономическая карта России

Центральное место на ферме занимает гостиница на 19 номеров в виде дворянской усадьбы, построенная также по ее проекту.

Внутри гостиницы.

Гастрономическая карта России

Здесь, на крытой веранде с видом на Клязьму, любит бывать и сам хозяин, выходя к гостям в традиционной рубашке-косоворотке. В свои «слегка за 70» он выглядит очень энергичным и веселым, похожим на сказочного Деда Мороза, который, кажется, вот-вот достанет мешок с подарками.

Джон с сырами собственного производства.

Джон с сырами собственного производства.

Гастрономическая карта России

В Великобритании Джон занимался бизнесом в индустрии угля и металла, но в 40 лет решил начать новую жизнь. «Я сделал там все, что мог», – так отвечает фермер на самый популярный вопрос «зачем?». Судьба занесла его в Россию в 1990-х, где он увидел потенциал для творчества. Здесь он встретил будущую жену Нину и решил остаться, став в 1993 году одним из первых иностранцев, получивших российский паспорт. Теперь вместе с супругой и детьми (а их в семье пятеро) он уже более 20 лет занимается молочным и мясным производством и развивает агротуризм: семье принадлежит ферма «Рождество» и находящийся в нескольких километрах от нее туркомплекс «Богдарня» с сыроварней, конюшней и рестораном. О своем хозяйстве Джон может говорить бесконечно, причем на очень хорошем русском языке.

Рай для любителей сыров

До пандемии коронавируса в «Богдарню» приезжали более 10 тысяч туристов каждый год, в том числе, из-за границы. В 2020 году, когда поток гостей значительно снизился, семья Кописки решила сосредоточиться на производстве молочных продуктов, открыв новую сыроварню. Продаются его сыры пока что лишь в нескольких магазинах в Москве и Владимире, а также через интернет. Стоят они как и другие качественные российские сыры, то есть вполне конкурентны на рынке. Бизнес год от года только расширяется – сыры покупают. Джон объясняет это высоким качеством своей продукции.

Джон на сыроварне.

Джон на сыроварне.

Гастрономическая карта России

«Для производства одного килограмма сыра мы берем 13 литров нашего молока и не используем в процессе никакой химии или пальмового масла. Себестоимость только молока получается примерно 400 рублей без учета других затрат. Вот почему мы не можем продавать наш сыр дешевле 800 рублей за килограмм», – говорит Джон и предлагает сырные угощения.

Читайте также:
Как вырастить белые грибы на даче

Сыр ждет созревания.

Сыр ждет созревания.

Гастрономическая карта России

В «Богдарне» варят три десятка видов сыров по европейским стандартам. Самый твердый – «Джонозан» пятимесячной выдержки, похожий на пармезан. Есть терпкий оранжевый «Красный октябрь», полутвердый солоноватый «Товарищ» в ажурную дырочку, Sun Blue с благородной плесенью, из которого в ресторане-коровнике делают невероятное мороженое, но самым интересным оказался сыр «Шамбала»с семенами пажитника. «Он у нас самый популярный, – улыбается Джон, – Его берут чаще всего».

Завораживающие виды сыров.

Завораживающие виды сыров.

Гастрономическая карта России

Помимо авторских сыров, здесь делают и гауду, и чеддер, и качиотту. А вот к моцарелле и чечилу Джон относится прохладно: «Не понимаю этих сыров», – пожимает он плечами.

Ассорти сыров.

Гастрономическая карта России

Кроме сыров, из собственного молока делают и йогурты, и кефир, и сметану, и творог, и масло, и молоко. Часть молока с фермы «Рождество» закупают предприятия для производства детского питания.

Фермерский завтрак в ресторане-коровнике.

Фермерский завтрак в ресторане-коровнике.

Гастрономическая карта России

А в ресторане-коровнике гости смогут отведать все эти молочные продукты в разных видах, а также сырники из рикотты с манкой вместо муки и чизкейк по фирменному рецепту Джона Кописки: на основу из песочного теста выкладывается масса из крем-чиза, а затем замораживается. Эти нежные и легкие десерты в ноябре 2020 года были даже отмечены национальным проектом «Гастрономическая карта России».

Семейная ферма

Гастрономическая карта России

Помимо Джона и Нины, в хозяйстве работают и их сыновья, чему супруги очень рады.

23-летний Василий проводит для гостей мастер-классы по приготовлению стейков из говядины и знает о них буквально все. «У нас все мясо – dry aged, сухого созревания, даже фарш, и их не нужно долго держать на огне, они готовы буквально за пару минут», – говорит он, проверяя специальным термометром-щупом готовность стейка. «После гриля мясо нужно завернуть в фольгу и оставить ненадолго, тогда будет очень вкусно». Из специй достаточно только крупной морской соли. Перец по желанию.

Сам он признается, что в течение долгих лет ест только мясо, молочные продукты и хлеб с семейной фермы, и чувствует себя великолепно.

20 пронзительных цитат Станислава Говорухина в закладки 11

На 83-м году жизни скончался известный советский и российский режиссёр Станислав Говорухин.

В советское время на совершенно пресном фоне «безжанрового кино» он делал яркие остросюжетные ленты — криминальный боевик «Место встречи изменить нельзя», лучший советский триллер «Десять негритят»…

После распада СССР Говорухин активно ушёл в политику, оставив ряд не менее ярких политических высказываний в кино. Вначале, будучи демократом и антикоммунистом, он снял документальную «Россию, которую мы потеряли».

После 1993, перейдя на сторону антиельцинской оппозиции, снял фильм «Ворошиловский стрелок», хорошо отразивший мироощущение многих людей того времени, напуганных и озлобленных переменами в стране.

Наследие Говорухина — это более 20 фильмов и более 30 сыгранных ролей в кино и на телевидении.

Вот его самые яркие цитаты:

«Всё дело в заднице: мужчина может сидеть двенадцать часов за столом, а женщина — нет. Поэтому есть великие писатели и нет великих писательниц».

«Мужество — это когда человек не даёт страху смерти руководить своей жизнью».

«В Америке средний юный американец уверен, что Гитлера победила Америка во Вьетнамской войне под Багдадом, примерно и наши точно так же информированы».

«Женщина умнее мужчины. Мужчина думает о будущей карьере, а женщина — о детях, а значит, о том, в какой стране они будут жить, что будет с этой страной».

«Мой лучший фильм — “Ворошиловский стрелок”. Я сам представитель власти, но и я оправдываю старика, решившегося на месть. Это даже не месть, а возмездие, которое должно было совершить государство.

Если возмездие не настигает преступников, люди начинают жить по законам джунглей».

«Я человек европейской культуры, я знаю европейские языки, но мне противно, когда русские начинают заглядывать в рот к иностранцам. Надо жить своим умом».

«Жан-Жак Руссо в “Эмиле” пишет, что библиотека Эмиля будет состоять всего из одной книги. Вы думаете, это Библия? Нет, это “Робинзон Крузо”. И пока у человечества не испортится вкус, её надо считать самой великой.

И я всегда так считал, но стеснялся произнести вслух, пока не наткнулся на эти строки. Робинзон Крузо — это человек, который ни при каких обстоятельствах в силу величия своего духа не мог погибнуть».

«Знаете, что такое для меня патриотизм? Нужно относиться к своей родине, как к своей матери. У неё много недостатков. Не всегда она правильно себя ведёт. Но она — мать!»

Цитаты из фильмов Говорухина:

«Ну, зачем Амундсену нужен был Южный полюс? А Тенцингу — лезть на Эверест? То, что один увидел полюс, а другой поднялся выше всех — это же не принесло человечеству никакой практической выгоды; и, однако, люди сами объявляют их героями.

В человеке заложена страсть покорять, преодолевать».

(«Вертикаль», 1967 г.)

«Вот чего я в людях не выношу, так это упрямства. Упрямство — это первый признак тупости».

«Если есть на свете дьявол, то он не козлоногий рогач, а он дракон о трёх головах, и головы эти — хитрость, жадность, предательство. И если одна прикусит человека, то две другие доедят его дотла».

«Правопорядок в стране определяется не наличием воров, а умением властей их обезвреживать!»

«Самое дорогое на свете — глупость, потому что за неё дороже всего приходится платить».

«Бабу не проведёшь, она сердцем видит».

«Кабаки и бабы доведут до цугундера».

(«Место встречи изменить нельзя», 1979 г.)

«Поздравляю. Вы изобрели новый тип героя. Его нет пока в реальной жизни, но в него веришь, ему хочется подражать. А это значит, он объявится».

(«В поисках капитана Гранта», 1985 г.)

«Когда человеку грозит петля, сантименты не останавливают».

«Теперь, когда долг мой выполнен и правосудие, очищенное от скверны, торжествует, я сделаю шаг, совершить который под силу только величайшему судье, ибо истинное величие судьи — в способности покарать… себя!»

(«Десять негритят», 1987 г.)

«Человек в наручниках — уже не человек».

(«Ворошиловский стрелок», 1999 г.)

«— А что, по-вашему, жить по закону?

— По любви. Жить — не тужить. Никого не осуждать. Никому не досаждать. И наше вам почтение».

(«Благословите женщину», 2003 г.)

Российские хранилища переполнились ненужной нефтью

После начала специальной операции России на Украине европейские потребители «черного золота» решили отказаться от импорта энергоресурсов из нашей страны. Ограничение зарубежных поставок привело к затовариванию внутреннего рынка, неготового освоить дополнительные объемы углеводородов. Отечественные заводы не способны переработать сверхплановые поставки сырья, а подземные хранилища, где можно было бы сохранить нефть «до лучших времен», слишком малы, чтобы обеспечить долгосрочные нефтяные резервы. В результате, российские добывающие компании оказались в положении «собаки на сене»: для экспорта топлива им придется использовать независимых посредников, которые требуют существенных скидок. Вместе с тем, со снижением стоимости готового горючего для соотечественников национальные нефтяные миллиардеры, оказавшиеся под ударом западных санкций, вряд ли согласятся.

Читайте также:
Сад своими руками: мастерим самостоятельно и экономим три тысячи рублей

Добывающим компаниям приходится экспортировать сырье за копейки

В США подземные энергетические хранилища, вмещающие около 100 млн тонн нефти, давно существуют. Это немногим больше 730 млн баррелей. Такого объема американским потребителями хватит на полтора месяца. Примерно столько же «черного золота» вмещают европейские углеводородные склады. Россия похвастаться аналогичными объемами пока не может — львиную долю добычи наша стран по-традиции отправляет на экспорт, а внутреннее потребление обеспечивается ростом добычи на постоянно включаемых в энергосистему месторождений. Наложение европейского моратория на закупку «черного золота» из нашей страны грозит разорвать давно создавшуюся структуру: европейцам придется найти альтернативных поставщиков сырья, а Россия будет нужно согласовать увеличение экспорта в страны, не присоединившиеся к экономическим санкциям против Москвы.

Впрочем, если у потребителей топлива существуют маневры для преодоления топливной голодовки, хотя бы за счет роста отпускных цен на сырье, то отечественным нефтяным компаниям приходится смиряться с финансовыми и производственными потерями. Как прогнозирует директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин, добыча жидких углеводородов на российских предприятиях из-за санкций упадет в апреле на 1,5 млн баррелей в сутки, а в мае снижение добычи рискует составить до 3 млн «бочек». «На российских топливных объектах «застряло» огромное количество нефти и нефтепродуктов, что привело к затовариванию мест хранения», — пояснил эксперт.

После сокращения объемов нефтепереработки, как сообщают источники Reuters в Минэнерго, крупные российские предприятия столкнутся с еще более резким затовариванием сырья. По данным Центрального диспетчерского управления ТЭК, отечественные НПЗ в марте снизили переработку «черного золота» примерно на 11% и пока наращивать производственные объемы не собираются.

Для сбережения сырья, которое не удастся продать, необходимо создать аналогичные по объемам резервуары — такие же, какими располагают Соединенные Штаты и их европейские сателлиты. Этот вопрос поднимался в российском правительстве еще в 2020 году, когда спрос на «черное золото» резко рухнул из-за пандемии коронавируса. Предполагалось, что строительство подземных резервов отнимет не менее десятилетия, но если постараться, то на разработку технических обоснований проектов, как полагает гендиректор ФБУ «Государственная комиссия по запасам» Игорь Шпуров, уйдет «всего 3-5 лет».

Читайте также:
Как сделать альпийскую горку

В отсутствие хранилищ российские добывающие компании и международные трейдеры подбирают специальные юридические механизмы, чтобы проигнорировать санкционные претензии. Один из способов преодолеть эмбарго на поставки «черного золота» из нашей страны, которое собирается ввести Евросоюз, уже найден. На мировой рынок может поступать так называемая «латвийская смесь» — микс западносибирских сортов сырья с нефтью других мировых добытчиков (предварительное название получено из-за места изготовления — латвийского порта Вентспилс). Если добытое в нашей стране «черное золото» наполовину смешано с жидкими углеводородами, имеющими любое иное «гражданство», то подобный коктейль уже не будет считаться российским сырьем, что позволит абстрагироваться от западных санкций.

Подобная трансформация давно существует. Как рассказали «МК» независимые наблюдатели, ряд морских нефтяных судов, прибывших к берегам Гибралтара (крупный международный перевалочный пункт энергоресурсов) из российских портов Усть-Луга и Приморска, уже несколько раз купажировали и перенаправляли такие смеси для поставок как в Южную Корею, так и в Роттердам, являющийся ключевым нефтяным терминалом Нидерландов. «Нефтяные поставки из России в Европу на время затормозятся, но полностью не остановятся. Страны Старого Света будут покупать энергоресурсы у посредников, которые не подвергаются давлению со стороны Запада, — считает эксперт Союза нефтегазопромышленников Ирина Кезик. — Эмбарго ЕС на российскую нефть приведет к появлению роттердамских или антверпенских смесей. Эта схема работала и будет работать. Пробелы европейского законодательства в очередной раз продемонстрирует рефлекторное отношение Брюсселя к такому бизнесу», — считает Ирина Кезик.

Новый быт россиянина: тридцати лет как не бывало

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Голода не будет. Нас просто ждет переход к таким способам существования, о которых многие уже забыли, а молодежь и не знала.

Войной, как известно, происходящее сегодня не является. Но по масштабам это далеко превосходит абсолютно все, что случилось на прежних советских землях за последние 30 лет. Недавно я делился предположением, что даже ближний круг Владимира Путина до последнего момента не был в курсе, какой приказ он отдаст. Однако не только им, но и каждому из нас, рядовых граждан, придется ощутить на себе последствия.

Еще не все возможные санкции объявлены, но давайте для простоты вообразим, что это будет сделано. Говорят об откате в начало 90-х. В первом приближении именно так дело и обстоит. Однако есть несколько различий между «тогда» и «теперь», которые стоит разобрать.

1. «Тогда», и особенно в начале 1992-го, в крупных городах намечался голод, который был предотвращен в том числе благодаря поставкам западной гуманитарной помощи.

Теперь гумпомощи ждать не приходится, но голод маловероятен. Российское сельское хозяйство сейчас совсем не такое, как 30 лет назад.

Зависимость от продуктового импорта все равно достаточно велика, и в случае совсем уж радикального отключения от SWIFT, портовых бойкотов, затруднений при оплате и т. п. вполне возможны сбои в китайско-бразильских поставках длительностью несколько месяцев. Ведь даже для расчетов в юанях нужно будет подготовить специальные схемы. Однако эти перебои не лишат рядового россиянина минимального набора продуктов.

Читайте также:
Как поливать малину летом

Да, все подорожает, и нам придется затянуть пояса не в переносном, а в буквальном смысле слова.

Не исключено, что очереди за едой, такие привычные советским людям, снова станут частью нашего быта.

Качество продуктов снизится, хотя и не до старосоветского уровня, а если начальство еще от себя, в порядке контрсанкций, добавит запрет на ввоз любых продуктов из Европы, то гурманам, привыкшим к тамошним лакомствам, от вин до настоящих макарон и шоколадных конфет, придется изменить привычки.

Очень интересно, как будет с лекарствами. Тридцать лет назад без большинства из них как-то обходились, а сейчас зависимость от их импорта является критической. Предполагаю в этом пункте какой-то компромисс. Скорее всего, санкции на фармацевтическую продукцию не распространятся, но наши власти сами постараются уменьшить ее импорт. Лекарства будут, но станут заметно дороже.

2. Существенно подорожает вообще все. Хотя бы по причине массированной денежной эмиссии и падения курса рубля.

Но очень маловероятно, что инфляция, как в 1992-м, будет измеряться тысячами процентов, а доллар — дорожать в десятки раз.

Во-первых, даже при блокировке половины государственных валютных резервов оставшихся там сумм (в юанях, в золоте и прочем) будет не так уж мало. И просто на руках у россиян долларов во много раз больше, чем в 1992-м. А во-вторых, у нас сейчас совсем на другом уровне управление финансами. В этом смысле 30 лет прошли не зря.

3. Три десятилетия назад ни интернета, ни гаджетов просто не было. Жили без них и не тужили. Но угрозы вернуться в этот мир сейчас нет.

Западные гаджеты, в том числе и сделанные в Китае по лицензиям, отпадут сами собой, но останутся чисто китайские или притворяющиеся западными суррогаты.

Западные соцсети тормозят, и дело идет к полной их блокировке. Но чебурнет под присмотром РКН будет вполне дозволен.

Правда, от привычных развлечений, поставляемых, скажем, Netflix, скорее всего придется отказаться. Но в Китае производство патриотических сериалов и боевиков поставлено на широкую ногу, и некоторые из них я, например, смотрел с большой пользой для себя.

4. Китайские товары всех категорий станут, видимо, безальтернативными. И это не так уже плохо — ведь еще году в 1990-м не было вообще ничего импортного. А сейчас придется распрощаться только с западными автомобилями, в том числе и собранными у нас.

Также предстоит свести к минимуму европейский туризм. При этом поездки на курорты Турции и Египта вряд ли будут отменены — просто из-за слабости рубля и падения доходов наших граждан станут менее доступными. Но ведь 30 лет назад было еще хуже.

5. И еще важное. С середины 1980-х до конца 1990-х нефть была дешевой, и бедность жизни чуть не наполовину объяснялась именно этим. Сейчас нефть дорогая, но на Западе толкуют о бойкоте российских энергоносителей.

В ближайшие годы считаю его не очень вероятным. Однако теперь каждый день происходит что-нибудь невероятное.

В любом случае Китай не откажется приобретать газ, нефть, древесину и уголь. Это, конечно, наихудший в денежном смысле вариант. Китайцы требуют от россиян самим доставлять сырье и при его покупке считают каждый юань. Но даже и при таком повороте событий столь скудными, как 30 лет назад, экспортные доходы не будут.

Подводя предварительный итог, осторожно предположу, что быт россиян хотя во многом и вернется к тому, что было 30 лет назад, но в целом окажется более устойчив. Только надежды на лучшее будущее останутся в прошлом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: