Источник энергии из лимона: делаем своими руками

Батарейка из лимона

Этот эксперимент, как и Элемент Даниеля, входит в набор Химия и электричество. Подпишитесь и получите всё, что по­надо­бится для про­ве­дения этого экс­пе­ри­мента дома.

Реагенты

  • Медная проволока
  • Магниевая полоска

Безопасность

  • Перед началом опыта наденьте защитные перчатки и очки.
  • Проводите эксперимент на подносе.
  • Не допускайте попадания химических реагентов в глаза или рот.
  • Не допускайте к месту проведения экспериментов людей без защитных очков, а также маленьких детей и животных.
  • Храните экспериментальный набор в месте, недоступном для детей младше 10 лет.
  • Помойте или очистите всё оборудование и оснастку после использования.
  • Убедитесь, что все контейнеры с реагентами плотно закрыты и хранятся по правилам после использования.
  • Убедитесь, что все одноразовые контейнеры правильно утилизированы.
  • Используйте только оборудование и реактивы, поставляемые в наборе или рекомендуемые текущими инструкциями.
  • Если вы использовали контейнер для еды или посуду для проведения экспериментов, немедленно выбросьте их. Они больше не пригодны для хранения пищи.
  • В случае попадания реагентов в глаза тщательно промойте глаза водой, при необходимости держа глаз открытым. Немедленно обратитесь к врачу.
  • В случае проглатывания реагентов промойте рот водой, выпейте немного чистой воды. Не вызывайте рвоту. Немедленно обратитесь к врачу.
  • В случае вдыхания реагентов выведите пострадавшего на свежий воздух.
  • В случае контакта с кожей или ожогов промывайте поврежденную зону большим количеством воды в течение 10 минут или дольше.
  • В случае сомнений немедленно обратитесь к врачу. Возьмите с собой химический реагент и контейнер от него.
  • В случае травм всегда обращайтесь к врачу.
  • Неправильное использование химических реагентов может вызвать травму и нанести вред здоровью. Проводите только указанные в инструкции эксперименты.
  • Данный набор опытов предназначен только для детей 10 лет и старше.
  • Способности детей существенно различаются даже внутри возрастной группы. Поэтому родители, проводящие эксперименты вместе с детьми, должны по своему усмотрению решить, какие опыты подходят для их детей и будут безопасны для них.
  • Родители должны обсудить правила безопасности с ребенком или детьми перед началом проведения экспериментов. Особое внимание следует уделить безопасному обращению с кислотами, щелочами и горючими жидкостями.
  • Перед началом экспериментов очистите место проведения опытов от предметов, которые могут вам помешать. Следует избегать хранения пищевых продуктов рядом с местом проведения опытов. Место проведения опытов должно хорошо вентилироваться и находиться близко к водопроводному крану или другому источнику воды. Для проведения экспериментов потребуется устойчивый стол.
  • Вещества в одноразовой упаковке должны быть использованы полностью или утилизированы после проведения одного эксперимента, т.е. после открытия упаковки.

Часто задаваемые вопросы

Всё в порядке. Будучи активным металлом, магний вступает в реакцию с лимонной кислотой (в лимонном соке). В результате образуется цитрат магния и выделяется водород — вот он-то и шипит!

Ничего страшного! Используйте то, что у вас есть. Главное — расположить магний и медь так, чтобы они не соприкасались.

Для начала убедитесь, что вы подсоединили красный зажим к медной проволоке, а черный зажим — к магниевой полоске.

Затем проверьте, подсоединен ли черный зажим-крокодил к короткой ножке светодиода, а красный зажим — к длинной ножке.

Другие эксперименты

Пошаговая инструкция

Подсоедините зажимы-крокодилы к магниевым Mg полоскам и кусочкам медной Cu проволоки.

electricity-v2_lemon_ru_iks-s-01

Вставьте магниевые полоски и кусочки медной проволоки в мякоть лимона.

electricity-v2_lemon_ru_iks-s-02

Подсоедините зажимы-крокодилы к светодиоду. Вот это да! Вы питаете светодиод энергией с помощью лимона!

electricity-v2_lemon_ru_iks-s-03

Утилизация

Пожалуйста, утилизируйте химические отходы эксперимента в соответствии с нормами вашего региона. Остальные твердые отходы утилизируйте вместе с бытовым мусором. Растворы слейте в раковину и затем тщательно промойте ее водой.

Что произошло

Может показаться, что если светодиод загорается от одного лимона, то гора лимонов обеспечит энергией весь дом. Но не спешите закупаться цитрусовыми — роль лимона в батарейке не столь значима. Электричество производят два разных металла, погруженных в лимонный сок.

Электроны есть в любом предмете, но в случае с металлами они могут не только свободно перемещаться, но и переходить от одного металла к другому. При этом разные металлы могут по-разному удерживать электроны. Медь легко переманивает к себе по проводу электроны магния, создавая электрический ток. Магний не хочет делиться своими электронами, но лимонный сок не оставляет ему выбора. Ионы магния Mg 2+ (то есть частицы магния, потерявшие часть электронов) переходят из полоски металла в лимонный сок, позволяя свободным электронам переходить от Mg к Cu. Чтобы принять ионы Mg 2+ , лимонному соку нужно избавиться от части положительно заряженных «+» ионов. К счастью, в соке много лимонной кислоты — она, как и другие кислоты, легко отдает ионы H + . Часть этих ионов принимает у меди электроны и превращается в молекулы H2 , которые образуют пузырьки газа и покидают раствор. Электроны же свободно движутся по проводу, благодаря чему светодиод горит. И так до тех пор, пока магниевая полоска совсем не растворится.

Читайте также:
Генератор из кулера: своими руками

Из чего еще можно сделать батарейку?

Представьте, что вам срочно нужно электричество, а под рукой нет меди Cu и магния Mg. Подойдут и другие па́ры металлов! Чтобы подобрать хорошую пару, воспользуйтесь «электрохимическим рядом активности металлов». В этом ряду металлы отдают электроны всем металлам, стоящим справа от них (так же, как магний отдавал электроны меди). Чем дальше друг от друга находятся металлы в этом ряду, тем лучше они делятся электронами по проводу.

Если так получилось, что под рукой нет лимона, возьмите любой сочный фрукт, овощ или любой раствор с большим количеством ионов. Подойдут подсоленная вода, минералка или сок.

Как насчет огуречной батарейки с алюминием и серебром? Или лимонадной батарейки с цинком и золотом? Создайте свою батарейку с тем, что найдете дома! Попробуйте использовать два элемента, чтобы зажечь светодиод, как в опыте «Элемент Даниеля». Учтите, что более активные металлы будут медленно растворяться, поэтому фрукты и напитки из этого опыта нельзя будет употреблять внутрь — они будут непригодными для еды и питья!

Как работает батарейка из лимона?

Гальванический элемент, который мы создаем в этом эксперименте, работает благодаря значительной разнице в реакционной способности (или химической активности) магния и меди. Магний — очень активный металл, каждый его атом легко избавляется от двух электронов, образуя ионы магния Mg 2+ . Атомам магния недостает электронов, поэтому магниевая пластинка становится положительно заряженной.

Магний активнее меди. Если эти два металла входят в одну электрохимическую ячейку, электроны в ней будут перемещаться через светодиод от магния к меди. Именно благодаря такому перемещению электронов светодиод загорается. Электроны — отрицательно заряженные частицы, поэтому на медной проволоке будет накапливаться избыточный отрицательный заряд.

В таких условиях и медь, и магний чувствуют себя некомфортно, но на помощь приходит лимон. То есть не сам лимон, а его сок, содержащий лимонную кислоту. В растворе лимонная кислота частично распадается на цитрат-анионы и ионы водорода H + (протоны). Другими словами, лимонный сок работает как раствор электролита, способный проводить электрический ток. Затем протоны забирают у медной проволоки избыточные электроны и образуют молекулы водорода:

В то же время положительно заряженные ионы магния покидают магниевую полоску и переходят в раствор. Это означает, что магниевая полоска постепенно растворяется:

Ионы магния будут переходить в раствор, пока магниевая полоска полностью не растворится.

Как работает раствор электролита?

Как правило, электролитом является вещество, способное при растворении распадаться на ионы. Собственно, так и получается раствор электролита. Электролитом может быть не только лимонная кислота, но и хлорид натрия (поваренная соль), и вообще практически любая водорастворимая соль. При растворении электролита образуются и отрицательно (анионы), и положительно (катионы) заряженные ионы. Они помогают поддерживать баланс между зарядами в ячейке, убирая избыточный положительный или отрицательный заряд с металлических составляющих батарейки. Без такого баланса батарейка не смогла бы работать.

Лимонная батарейка!

Представляешь, как изменилась бы наша жизнь, не будь в ней батареек? Если бы не было этого удобного способа хранения электричества, мы бы не пользовались всеми нашими электронными девайсами вроде мобильного телефона, планшета, ноутбука. Не было бы и многих других привычных вещей – от радиоуправляемых машинок с фонариками до слуховых аппаратов. Им всем тоже нужна розетка, чтобы работать.

В 1800 году Алессандро Вольта изобрел первую батарею. С тех пор ученые трудились не покладая рук, чтобы ее постоянно совершенствовать. Сложи вместе все эти годы научной работы и все то разочарование, которое постигает тебя, когда батарейка садится. А теперь представь – ты можете ее сделать дома, из подручных средств! Попробуй, и это наверняка «зарядит» твое воображение!

Читайте также:
Сетевой фильтр своими руками: делаем сами и экономим деньги

Немного информации

Батареи – это контейнеры, которые хранят химическую энергию, которая может быть преобразована в электрическую, другими словами – в электричество. К образованию энергии приводит электрохимическая реакция. Реакция обычно происходит между двумя кусками металла, называемыми электродами, и жидкостью или пастой, называемой электролитом. Чтобы батарея работала хорошо, электроды должны быть сделаны из двух разных металлов. Это гарантирует то, что один электрод будет вступать в реакцию с электролитом отличную от той,которая произойдет между другим элеткродом и электролитом. Это различие и есть источник энергии. Соедини два электрода с материалом, который хорошо проводит электроэнергию (так называемый проводник) и запусти химическую реакцию! Батарея генерирует электричество! Делая соединения, помни: электричество выбирает пути наименьшего сопротивления. И если есть несколько путей от одного электрода к другому, электричество выберет самый простой из них.

Теперь, когда ты знаешь основные принципы работы батареек, давай посмотрим, что есть в нашем доме. Алюминиевая фольга – прекрасный проводник, электричество легко проходит через нее. Кстати, наше тело – тоже отличный проводник, но не такой хороший, как алюминиевая фольга. Электродами послужат медные монетки, спрятанные в свинку-копилку. Что же до электролитов – их полно на нашей кухне, и один из них – лимонный сок.

Да-да, сделать батарею своими руками гораздо проще, чем ты мог подумать!

Название изображения

Материалы

  • Две медные монетки
  • Вода
  • Несколько капель средства для мытья посуды
  • Бумажные полотенца
  • Алюминиевая фольга (девять отрезков по 60 сантиметров)
  • Ножницы
  • Линейка
  • Лимон (желательно с кожицей)
  • Тарелка
  • Нож (и помощь взрослого человека при его использовании)
  • Две скрепки с пластиковым покрытием

Подготовка

  • Вымой монетки в мыльной воде, затем обсуши их бумажным полотенцем; это удалит грязь, которая могла к ним прилипнуть.
  • Аккуратно вырежи три прямоугольника из алюминиевой фольги размером 3 х 20 см.
  • Сложи каждую полосу три раза, чтобы получить три крепкие алюминиевые полоски толщиной 1 см и длиной 20 см.
  • Примечание: В этом упражнении мы будем делать батареи очень низкого напряжения. Количество электроэнергии, вырабатываемой этой самодельной батареей, является безопасным, и ты сможешь протестировать ее, почувствовав слабый ток при нажатии пальцем. Более высокое напряжение электроэнергии может быть очень опасным и даже смертельным; ты не должен экспериментировать с батареями из магазина или розетками!

Процесс

  • Положи лимон на бок на тарелке и попроси взрослого сделать небольшой надрез в середине лимона. Сделайте разрез около двух сантиметров в длину и один сантиметр глубиной.
  • Сделайте второй аналогичный разрез на расстоянии около одного сантиметра от первого и параллельно ему.
  • Вдави монетку в первый разрез, пока над кожей лимона не останется только половинка монеты. Часть монетки должна быть в контакте с лимонным соком, потому что именно он служит электролитом. Сама монетка в контакте с лимонным соком служит в качестве первого электрода.

Примечание: Если у твоего лимона очень толстая кожа, тебе, возможно, потребуется помощь взрослого, чтобы аккуратно срезать лишнюю цедру.

Догадываешься, почему так важно, чтобы часть монетки была в контакте с лимонным соком?

  • Помести одну из алюминиевых полосок во второй разрез, убедись, что часть алюминия находится в контакте с лимонным соком.

Угадай, какой частью батареи служит алюминиевая полоса внутри лимона? Как ты думаешь, важно ли, чтобы алюминий был в контакте с лимонным соком?

  • Ты только что сделал батарейку! Она имеет два электрода, изготовленных из различных металлов и электролит, разделяющий их.

Как ты думаешь, будет ли эта батарея вырабатывать электроэнергию, или ей чего-то не хватает?

  • Твой аккумулятор может вырабатывать электроэнергию, но будет делать это только тогда, когда электроды будут соединены с чем-то, что проводит электричество. Для этого прикрепи вторую алюминиевую полосу к части монетки, торчащей из лимона, скрепкой с пластиковым покрытием. Убедись, что алюминий касается монетки и электроэнергия может пройти между медью и алюминием.
Читайте также:
Бормашина своими руками: оригинальный инструмент на основе шуруповерта

Ты использовал алюминиевую полоску, чтобы создать соединение. А пластиковая полоска сработала бы?

Знаешь, почему тебе не нужно создавать подключение ко второму электроду для этой конкретной батарейки?

  • Как только две алюминиевые полоски соприкоснутся друг с другом, в батарее будет вырабатываться электричество, оно будет проходить через полоски, от одного электрода к другому. Ты не можешь видеть электричество, но можешь почувствовать его. Держи две полоски на расстоянии одного сантиметра друг от друга и прикоснись к ним пальцем.

Чувствуешь покалывание от небольшого количества электроэнергии, которая проходит от одной алюминиевой полоски в другую через твое тело?

  • Чтобы получить больше электрического сока (и немного более сильные ощущение покалывания), можешь сделать вторую батарею, идентичную первой. Выбери другое место на этом лимоне или используй второй лимон, чтобы сделать второй аккумулятор. Обрати внимание, что тебе для этого понадобится только одна алюминиевая полоска. Для подключения второй к первой нужно найти алюминиевую полосу на первой батарее, которая служит электродом (ее кончик вставлен в лимон). Используй скрепку с пластиковым покрытием, чтобы прикрепить другой конец этой алюминиевой ленты к монетке второго аккумулятора. Это соединит алюминиевый электрод первого аккумулятора с медным электродом второго аккумулятора.
  • Протестируй набор подключенных батарей так же, как тестировал одну батарею, чтобы концы алюминиевой фольги торчали из твоего приспособления (те, что имеют свободный конец) и были в контакте с твоими пальцами.

Чувствуешь электроэнергию? А в первом случае чувствововал? Есть ли разница в ощущениях?

Внимание: Если что-то не получилось, проверь, касаются ли монетки-электроды и алюминиевые полоски-электроды лимонного сока-электролита. Проверь контакт между фольгой и монеткой, алюминиевые полоски не должны касаться друг друга. Если все правильно, но ты по-прежнему не чувствуешь ток, попроси своего друга или родителей опробовать твою батарею. Может, электричества недостаточно. Тогда нужно смастерить еще одну батарею.

Дополнительно

  • Теперь, когда ты научился определять, есть ли в нашей батарее электричество, попробуй разные конфигурации.

Что произойдет, если алюминиевые полоски будут касаться друг друга? Что будет, если ты заменишь фольгу на пластиковую полоску или на зубочистку?

  • Способ, которым ты воспользовался в этом опыте, ученые называют «последовательным соединением батарей в цепи».

Как ты думаешь, количество батарей в цепи влияет на то, какую силу тока ты чувствуешь?

  • Попробуй использовать другие комбинации металлов.

Что будет, если в качестве электродов будут использоваться две монеты? А что будет, если один из электродов будет медным, а второй никкелевым?

Имей в виду, иногда сила тока может быть настолько слабой, что ты ее не почувствуешь. Соедини две или более батарей такого типа, тогда ты наверняка сможешь проверить, работают ли они.

  • Мы использовали лимон в качестве электролита для батареи.

Как ты думаешь, нам подойдут другие фрукты или овощи? Можно ли сделать батарею из картофеля, яблока или лука? Поэкспериментируй на кухне (с разрешения родителей, конечно). Какой фрукт или овощ подойдет для батареи лучше всего?

  • Если у тебя есть светодиод, можно исследовать, как много лимонных батарей необходимо, чтобы его зажечь.

Наблюдения и результаты

  • Почувствовал ли ты покалывание в подушечках пальцев? Аккумуляторы, которые ты только что сделал своими руками, имеют медный и алюминиевый электроды, разделенные электролитом – лимонным соком. Твой аккумулятор будет генерировать электричество тогда, когда у электричества появится путь от одного электрода к другому. Мы проложили этот путь с помощью алюминиевых полосок, ведь алюминий – отличный проводник.
  • Когда ты потрогал алюминиевую полоску пальцами, ты пропустил немного электричества через свое тело, которое тоже является проводником. При этом ты мог почувствовать небольшое покалывание в подушечках пальцев. У одного человека оно может быть сильнее, у другого – слабее. Пластик и дерево – плохие электрические проводники. Используя их, ты не почувствуешь электричества. Металлы же, напротив, отлично проводят электричество. Использование разных металлов в качестве электродов позволит генерировать разное количество электричества. А вот при использовании одного и того же металла в качестве электродов электричество вырабатываться не будет.
  • В этом опыте ты создал аккумулятор с очень низким напряжением. Никогда не экспериментируй с батарейками из магазина или розетками! Это опасно для жизни!
Читайте также:
Солнечная батарея своими руками

Информация предоставлена Информационным агентством “Научная Россия”. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС77-62580, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 июля 2015 года.

Получение электроэнергии из лимона

Лимон в качестве аккумулятора

Возможно, ли сделать из лимона аккумулятор ? Возможно. Для этого понадобятся лимоны. Лучше, если они будут свежими, большими и сочными. Еще необходима медная монета, оцинкованный гвоздь,вольтметр для измерения силы тока и напряжения, а также короткие соединительные провода. Сначала необходимо вставить в лимон оцинкованный гвоздь. Сантиметров в трех сделать прорезь ножом и вставить туда медную монету. Важно следить за тем, чтобы монета и гвоздь не касались друг друга, в противном случае не избежать короткого замыкания . Ведь медная монета – это “+”, а оцинкованный гвоздь – это “-”. В этом аккумуляторе оцинкованный гвоздь и медная монета будут электродами, а лимонный сок – электролитом. Сам же электрический ток является потоком атомных частиц, называемых электронами. Измерив, напряжение, выясняется, что оно равно примерно 1 вольту. Что же в это время происходит в лимоне? Дело в том, что в лимоне происходит химическая реакция. Оцинкованный гвоздь, покрытый цинком, может отпустить от себя свои ионы, это позволит высвободить энергию, а также потерять электроны. В случае, если цинк подключить к меди в электрическую цепь, то электроны начнут двигаться по этой цепи и нейтрализуют ионы меди в лимоне. В результате освобождается энергия, которую можно использовать.

Опыт с лимоном

Большинство металлов, таких как медь, железо, являются хорошими проводниками электричества. Электроны будут вытекать из «-» электрода батареи, через проводник, в направлении к «+» электроду батареи. Подключив вольтметр к лимону, выясняется, что напряжение равно 1 В. К сожалению, этого не достаточно, для того чтобы зажечь лампочку. Для решения этой проблемы необходимо объединить аккумуляторы, таким образом можно создать более высокое напряжение. Два лимона в совокупности производят напряжение в 1,8 В, что недостаточно для выбранного светодиода . Четыре лимона создают напряжение в 3,5 В. Этого должно хватить, для того, чтобы зажечь светодиодную лампочку. Для подключения светодиода нужно определить в нем «+» и «-». Если внимательно посмотреть на пластик светодиода, то с одного бока можно заметить плоскую сторону, это и есть «+». Его необходимо подключить к «-» лимона. Поток электронов движется от «-» к «+», что дает свечение светодиодной лампочки. Этот эксперимент наглядно отображен в следующем видео, просмотрев которое можно убедиться, что это не фантастика. Воплотить в жизнь этот опыт можно уже сегодня. Стоит лишь только повесить на новогоднюю елку несколько лимонов и зажечь от них световые украшения.

Прочая и полезная информация

Читайте также:

5 января 2010 года исполнилось ровно 279 лет с момента появления уличного освещения в Москве. Первые уличные фонари зажглись благодаря Сенату Российской империи, который выпустил указ об изготовлении стеклянных фонарей .

Тридцатого апреля в Москве прошло праздничное включение нового архитектурного и наружного освещения здания Государственного академического Большого театра. Реставраторы и строители приурочили данное событие к 65-летию Великой Победы, ведь традиционно 9 .

Новогоднее оформление одного из главных символов Российской Федерации и в ушедшем году не осталось без внимания. Квалифицированные специалисты электромонтажной организации уже к 20 числу декабря 2009 года развесили декоративное освещение и .

В Якутске шестой год подряд проводится конкурс на лучший электромонтаж декоративного освещения фасадов зданий и на оригинальность подсветки ледовых фигур возведенных на прилегающих территориях. Установка ледовых скульптур компанией «Энергосбыт» — ОАО .

Передвижную «зеленую» электролабораторию приобрели в Московских кабельных сетях, филиале МОЭСК. Оборудование для испытаний и электроизмерений установлено на электромобиле, заряда батарей которого хватает на 180 км. Отсутствие ДВС позволяет энергетикам экономить .

Экспертиза проекта электроснабжения, шефмонтаж, технический надзор, электроизмерения: +7(926)210-83-75

Электричество из лимона, апельсина, картофеля – как это возможно?

Желая просто удовлетворить свое любопытство или оказавшись по какой-нибудь причине вдали от цивилизации, где нет ни аккумуляторов, ни батареек, добыть электричество для питания светодиодного фонарика можно при помощи доступных плодов растений: картошки, яблока, апельсина, лимона, лука и т. д. Достаточно иметь под рукой какие-нибудь соединительные провода, и совсем идеально было бы раздобыть вдобавок цинк и медь.

Читайте также:
Домкрат из пластиковой бутылки

Проверить данную идею можно буквально на коленке: воткните в картофелину с одной стороны медную монетку или кусок медного провода, а с другой стороны — гвоздь или канцелярскую скрепку. При помощи вольтметра у вас тут же получится измерить напряжение в районе 1 вольта между данными электродами.

Электричество из лимона, апельсина, картофеля - как это возможно?

А суть здесь вот в чем. Клубень картофеля, яблоко, лимон, апельсин и т. д. – от природы содержат в себе не только сложные полезные вещества и витамины, необходимые нашему организму для питания.

Сок данных плодов является еще и природным электролитом, это значит, что в таком соке содержатся кислота и растворенные в ней соли. Следовательно яблоко (даже неспелое и маленькое), картофелину, лимон или апельсин, можно реально применить в качестве составной части химического источника тока, корпус ячейки которого уже готов благодаря самой природе.

Итак, что же происходит, когда мы втыкаем в такой плод с одной его стороны оцинкованный гвоздь, а с другой — медную проволоку, и замыкаем цепь? Гвоздь станет отрицательным электродом – анодом, с него электроны будут утекать в нагрузку, так как в кислой среде начнется реакция окисления цинка с высвобождением электронов. При этом каждый атом цинка отдает по два электрона.

Медь служит здесь катодом — положительным электродом. Медь является сильным окислителем, она притягивает к себе такое же количество электронов, сколько отдает цинк. То есть на катоде протекает химическая реакция восстановления. Так в цепи инициируется протекание электрического тока.

На поверхности меди реакция восстановления протекает так: положительно заряженные ионы водорода, содержащиеся в кислоте, получают недостающие электроны от цинка и превращаются в водород. Водород выходит наружу в виде пузырьков.

Около катода (меди) формируется высокая концентрация отрицательно заряженных ионов кислоты, а около анода (цинка) — положительно заряженных ионов цинка. Ионный обмен между электродами внутри такой батарейки приводит к непрерывной балансировке зарядов в электролите, когда цепь замкнута.

Что касается изначальной разности потенциалов между электродами, (когда цепь разомкнута) то она будет зависеть здесь от двух факторов: от кислотности среды и от разности электрохимических потенциалов металлов, из которых сделаны электроды. Таблица электрохимических потенциалов металлов поможет понять это более наглядно.

Таблица электрохимических потенциалов металлов

Таблица электрохимических потенциалов металлов

В качестве положительного электрода целесообразно брать металл, стандартный электрохимический потенциал которого положителен относительно водорода (например Cu – медь имеет электрохимический потенциал +0,34 В). Чтобы сделать отрицательный электрод, необходимо взять металл, стандартный электрохимический потенциал которого отрицателен по отношению к водороду ( например Zn – цинк имеет электрохимический потенциал -0,76 В). Разность получается довольно значительной, а именно 1,1 В.

Батарейка из лимонов

Соединив последовательно несколько таких элементов, можно получить большее напряжение. Чтобы увеличить ток — соединяйте элементы параллельно, при этом используйте электроды по возможности большего размера, чтобы площадь взаимодействия металла с электролитом получилась бы больше, и окислительно-восстановительная реакция могла протекать активнее (смотрите – Схемы соединения аккумуляторов: параллельное и последовательное подключение).

Известен случай, когда один британский студент на протяжении недели пользовался музыкальным плеером, заряжая его при помощи цинка, меди и лука, пропитанного фруктовым напитком.

Батарейка своими руками: из лимона, монет, картофеля, банки

Батарейка своими руками.

Возможно, для кого-то это будет открытием, таким же по значимости, как открытие Америки Колумбом, что вокруг нас везде есть электричество. Оно буквально пронзает всю нашу жизнь. Но даже знание этого порой не мешает нашим глазам округляться, когда мы узнаём, что напряжение можно получить из самых обыденных вещей и даже из продуктов питания. Используя то, что имеется на кухне или в гараже, вполне реально соорудить простую батарейку в домашних условиях.

Лимонная батарейка

Даже из этого фрукта можно получить электроэнергию. Для этого нужно подготовить следующие вещи:

  • один лимон;
  • кусок чего-нибудь стального;
  • нечто из меди;
  • и два отрезка провода для изоляции.

Батарейка из лимона.

Сперва нам будет нужно провести зачистку наших предметов из стали и меди. В этом поможет обычная наждачная бумага.

Справка. Предметом из стали могут быть самые обыкновенные гвозди. Их полно в любом гараже. А для «нечто из меди», можно использовать монетки достоинством в десять и пятьдесят копеек.

Батарейка из лимона.

Теперь втыкаем в лимон гвоздь и монетку. Между ними нужно сделать зазор примерно в три сантиметра. Это будут наши электроды, остаётся присоединить к ним провода. Можно просто вплотную рядом воткнуть. Монетка — это наш положительный контакт, а гвоздь, стало быть — отрицательный.

Справка. Лимон с успехом заменяется обычным яблоком. Главное — выбрать самое кислое, которое не жалко на опыты пустить. А кислота полезна для протекания реакции.

Цепь из лимонных батареек.

Лимонная или яблочная батарейка (если брать лишь один плод), выдаст около 0,5 или 0,7 вольт. Это очень мало — даже самый простой мобильник не зарядишь. Нужно как-то довести напряжение до трёх или даже пяти вольт. Но как? Да очень просто — соединить в единую цепь больше плодов.

Справка. Чтобы увеличить заряд нашей цепи, её можно и зарядить. В цепь достаточно включить батарейку крона или даже зарядное устройство от мобильного телефона.

Увеличиваем заряд.

Заставить лимоны или яблоки вырабатывать электричество становится возможным, так как медный элемент взаимодействует со стальным. Кислота, которая содержится внутри плодов, запускает эту реакцию. Пока внутри имеется хоть капля кислоты или пока целы контакты — батарейка будет продолжать свою работу.

Читайте также:
Кормушка для птиц своими руками: оригинальное решение

Электричество в банке

Даже из обычной банки можно соорудить нечто похожее на ту самую, первую в мире батарейку. Для этого будет нужно:

Батарейка из банки.

  • простая банка из стекла (можно использовать стакан);
  • цинковая или алюминиевая пластинка;
  • полоска меди;
  • несколько проводов;
  • нашатырный спирт, он же хлористый аммоний;
  • водопроводная вода.

В качестве анода в нашей батарейке будет пластина алюминия, а роль катода отведена медной пластине. Их размер нужно подобрать так, чтобы по своей площади они равнялись ладони человека. Это позволит сделать наш аккумулятор более эффективным. Припаиваем к пластинкам провода. Теперь наша задача — установить пластины в банке, чтобы они не соприкасались друг с другом. И по высоте эти пластинки должны быть больше самой банки.

Настало время электролита. Делается он просто. Смешиваем нашатырь с водой. На каждые 0,1 литра воды нужно засыпать 50 грамм порошка. Тщательно всё смешиваем и заливаем в банку. Вместо нашатыря можно использовать и серную кислоту. Для этого её нужно будет довести до двадцатипроцентного состояния.

Важно! Если делать электролит на основе серной кислоты, то при её разведении нужно наливать кислоту в воду, но никак не наоборот. А то вода может просто-напросто закипеть, а в результате бурной реакции всё разбрызгается. Кроме того, не забывайте, что работая с кислотой нужно надевать средства защиты.

Заполняем банку полученным раствором. Если объединить несколько банок в единую цепь, то получится очень неплохой аккумулятор, энергии которого вполне хватит на зарядку достаточно мощного устройства. Данный элемент питания аналогичен солевым батарейкам.

Монетная батарейка своими руками

Даже монеты, которые лежат в вашем кошельке или копилке, способны вырабатывать электрический ток. Из монеток можно соорудить самый простой гальванический элемент, который в науке получил название Вольтов столб. Нам нужно подготовить:

Чтобы наше сооружение выглядело эстетично, лучше будет использовать монетки одного достоинства. Прежде чем проводить эксперимент, нужно все монетки промыть в уксусе. Он смоет с них всю грязь. Теперь берём ножницы и нарезаем из бумаги и фольги кругляшки, по форме такие же, как и монеты. Количество этих заготовок должно быть меньше на две штуки, чем монет.

Теперь соберём наш энергетический столб:

Столб из монеток.

  1. Берём бумажный кругляк, мочим его в уксусе и крепим к монетке.
  2. На бумаге располагаем фольгу.
  3. Теперь вновь монету.
  4. Пока не закончим складывать монетки, повторяем всё последовательно.
  5. В итоге на одном конце сооружения будет лежать монетка. Это положительный полюс, на другом конце будет фольга. Это отрицательный полюс.

Чем большее количество монет получится собрать, тем больше получится напряжение. Повторно монеты использовать не выйдет. Они после эксперимента будут уже ржавыми.

Электричество в пивной банке

Выпив баночное пиво, не торопитесь выбрасывать пустую банку. Из неё получится неплохая батарейка. Для этого нужно будет:

  • банка из-под пива (они делаются из пищевого алюминия);
  • уголь для костра или угольная пыль;
  • свеча из парафина;
  • стержень от графитового карандаша;
  • вода и соль;
  • кусок пенопласта — пенопласт должен быть больше сантиметра в толщину.
Читайте также:
Делаем вентилятор своими руками и экономим деньги

Срезаем верхнюю часть банки. Вырезаем из пенопласта круг, чтобы он по своему диаметру соответствовал банке. Проделываем в пенопласте отверстие, но не сквозное. В отверстие будем устанавливать стержень из графита. Укладываем на дно банки пенопласт и вставляем стержень. Графитовый стержень должен находиться точно по центру банки. Вокруг стержня засыпаем всё угольной пылью.

Важно! Следите, чтобы стержень не касался стенок банки.

Теперь делаем раствор соли и воды. Для этого набираем пол-литра воды и засыпаем в неё три столовые ложки соли. Хорошенько всё перемешиваем, чтобы вся соль полностью растворилась. Она будет растворяться быстрей и лучше, если вода будет подогретой. Выливаем наш электролит в банку и закупориваем всё парафином. Графитовый стержень при этом должен возвышаться над уровнем банки.

Подсоединяем один провод к стержню — это положительный контакт. А второй провод на стенку банки — это отрицательный контакт. Если сделать цепь из двух банок, можно получить напряжение в три вольта. Такой батарейкой можно запитать лампочку.

Картофельная батарейка

Если дома имеется картофель, то это вполне энергетическая вещь. Правда, одноразового пользования. Картофельной батарейкой можно воспользоваться только один раз. Например, в походе.

Для получения батарейки подготовим следующие элементы:

  • понадобится картошка большого размера;
  • провода из меди в изоляции;
  • зубная паста;
  • древесная щепа или зубочистки;
  • столовая соль.

Картофельная батарейка.

Разрезаем картошку на две части. Желательно делать это вдоль, чтобы получить большую площадь среза. В одной половинке вырезаем сердцевину, чтобы получить ямку. В эту ямку закладываем смесь зубной пасты и соли. Состав должен заполнить собой всё углубление. Эта смесь будет являться электролитом.

Огонь из картофельной батарейки.

В другом куске картофеля проделываем две дырочки. Расстояние между отверстиями должно быть таким, чтобы и одно и другое расположились над смесью электролита, когда обе половинки будут соединены. Эти отверстия нужны для проводов. Концы проводов нужно освободить от изоляции на длину в два сантиметра. Теперь обе части картошки соединяем и, чтобы они не развались, фиксируем зубочистками.

Ждём пять минут, чтобы началась реакция. Теперь замыкаем провода и видим на конце искру. Вот так батарейкой из картошки можно спокойно разжигать огонь на привале в походе.

Заключение

Естественно, все рассмотренные варианты батареек хоть и работают, но в полной мере не могут заменить собой ни батарейку, ни аккумулятор. Но кто мешает делать такие эксперименты, чтобы лучше понимать устройство этих физических элементов и химических процессов?

Дети будут в восторге: опыт с получением электричества из лимона

Чтобы проводить научные эксперименты, не нужны оборудованная химическая лаборатория и звание ученого. Многие из нас наверняка помнят опыт с получением электричества из лимона, который мы делали на физике в школе. Попробуйте повторить его со своими детьми, младшими братьями и сестрами или самостоятельно. Получится интересно и не сложно. Итак, приступим: как сделать электричество из лимона и превратить его в настоящую батарейку?

Что понадобится для опыта по получению электричества из лимона

Подобные опыты можно проводить с картофелем, киви, яблоками и другими овощами и фруктами. Но именно лимон дает наибольшее напряжение благодаря лимонной кислоте. Для этих же целей подойдет и банка с электролитом, но купить ее в магазине за углом не получится. К тому же использование электролита опасно.

Подготовим ингредиенты

  • минимум два лимона средней величины;
  • минимум одна медная проволока (можно заменить монетой) длиной в 5-6 сантиметров;
  • цинковая пластинка (заменить можно на металлический шуруп, болт, саморез или проволоку);
  • короткие (10-30 сантиметров) тонкие соединительные провода;
  • мультиметр, чтобы определить вольтаж;
  • любой светодиод в качестве лампочки (с его помощью вы увидите наличие тока).

Об отличиях люминесцентной лампы от ламп со светодиодами можно почитать здесь — Анализ и сравнение параметров ламп

Когда приготовления закончены, можно приступать к самой интересной части — проведению опыта.

Запускаем при помощи лимона ракету

Для этого потребуется сода, немного лимонной кислоты, а также винная пробка, туалетная, цветная бумага и бутылка из стекла.

Читайте также:
Кормушка для птиц своими руками: оригинальное решение

Изначально конструируем ракету. К винной пробке прикрепляем с двух сторон стабилизаторы, подготовленные из цветной бумаги. В стакан с водой помещаем несколько столовых ложек лимонной кислоты, затем переливаем все это в бутылку.

В подготовленную бумагу насыпаем чайную ложку соды. Приготовленный сверток помещаем в бутылку, а также прикрываем его пробкой. Пройдет минимум времени, после чего сконструированная ракета покинет бутылку.

В этом случае из бутылки ракету выталкивает углекислотный газ.

Добываем электричество из лимона: пошаговая инструкция.

Чтобы получить электричество из лимона, необходимо выполнить шесть последовательных действий. Но помните о безопасности! Рекомендуется надеть перчатки и очки (особенно детям), а сам опыт проводить на подносе или разделочной доске.

  • Шаг первый. Берем один лимон, промываем его и насухо вытираем. Затем фрукт необходимо слегка размять в руке.
  • Шаг второй. На бока лимона поместите проводники — с одной стороны медную проволоку, а с другой — металлический болт или цинковую пластину. Проводники должны уходить вглубь фрукта на 2-3 сантиметра.
  • Шаг третий. К медному и металлическому проводникам присоединяем недлинные провода.
  • Шаг четвертый. С помощью мультиметра измеряем напряжение. Должно быть около 1 вольта.
  • Шаг пятый. Проделываем шаги с первого по четвертый со вторым лимоном.
  • Шаг шестой. Соединяем две батарейки между собой. Для этого с помощью одного провода наискосок скрепляем медный и металлический (или цинковый) проводники на разных лимонах. К оставшимся двум проводникам также присоединяем провода.

Почти все готово! Осталось к торчащим концам соединительного провода аккуратно прикрепить светодиод. Если вы все сделали верно, то маленькая лампочка загорится. Мы добыли электричество из лимона! Кстати, чем больше лимонов использовать и последовательно соединять между собой, тем большее напряжение они выдадут. Чтобы зажечь стандартную лампочку, понадобится около 15 лимонов.

Проект в ДОУ «Чудо – лимон»

  • 28 августа 2015

Конференция «Проектная деятельность в образовательном учреждении — 2015»
Номинация «Детский проект в дошкольном учреждении»

Проект «Чудо – лимон».

Место проведения: группа.

Тип проекта: исследовательский.

Вид проекта: групповой.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, родители.

Количество участников: 10 человек.

Содержание проекта

Проблема для детей: сформировать знания детей о лимоне и его свойствах, выявить его особенность. Предоставлять возможность с помощью взрослых исследовать реальные свойства лимона, его применение, обсуждать результаты опытной деятельности.

Цель: расширение знаний детей о полезных свойствах лимона для здоровья человека, его применении в быту, парфюмерии, кулинарии.

Задачи: формировать умение получать сведения о свойствах лимона экспериментальным путем, установить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта; побуждать детей к практическому применению полученных знаний в повседневной жизни: помня о полезности лимона, употреблять его в пищу; активизировать в речи термины: кислота, реакция, окисление, углекислый газ.

Сроки реализации проекта – 1 неделя.

Подготовка материалов для проведения проекта: Историческая справка о лимоне, сбор дополнительной информации об объекте, и его свойствах (работа с интернет ресурсами), подбор литературы, подбор посуды, инструментов для организации опытной деятельности, создание буклета, просмотр видеодиска «Мир растений».

Форма проведения: развитие темы в разных видах совместной деятельности (интервьюирование детей по теме проекта, подбор иллюстративного материала, беседы и свободное обсуждение, творческая деятельность, организация опытной деятельности, презентация проекта).

В информационном уголке для родителей рассказывалось о работе по проекту с детьми через различные виды познавательной, исследовательской и творческой деятельности: знакомство с литературными источниками, интернет – ресурсами. просмотр видео, художественное творчество, оформление творческой выставки. Приветствовались любые формы участия.

Практический материал: речевые игры «Четвертый лишний», «Машин сад», «Что я съел», «Повар», «Писатель», литературная страничка «Мама, выучи со мной…», художественное творчество «Веселый лимон», оформление буклета «Полезные свойства лимона (вкусное лечение, кулинария, быт, красота).

Основной этап (забавные опыты)

Опыт №1 «Тонет – не тонет». Приготовлены две емкости и два лимона (один в кожуре, второй очищен).

Исследование: опустили лимон в кожуре в воду. Но он не утонул, хотя дети пытались его опустить на дно. Зато лимон без кожуры сразу упал на дно. Рассмотрев лимон в кожуре увидели, что в ней много дырочек. В этих дырочках есть воздух, который держит лимон на воде. У очищенного лимона таких дырочек нет, поэтому он сразу тонет.

Читайте также:
Полировка монет в домашних условиях: оригинальные решения

Вывод: выяснили, что в лимонной кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают лимон на поверхность воды. Без кожуры лимон тонет, потому что он тяжелее воды, которую вытесняет.

Опыт №2 «Получаем лимонный сок».

Читайте также: Конспект НОД познание «Профессия — спасатель»план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Исследование: для приготовления сока следует использовать плоды спелые, здоровые без признаков порчи. Очистили лимон от кожуры и разделили на дольки. Завернули дольки в марлю и стали отжимать сок ручным прессом.

Вывод: чтобы получить натуральный сок, нужно лимон очистить и воспользоваться ручным прессом или соковыжималкой.

Опыт №3 «Яблоко и лимон – друзья».

Исследование. Делим яблоко на 2 части. Выдавливаем сок лимона на 1 часть яблока, оставляем на время, вторая половинка остается без сока лимона. Наблюдаем за изменениями. Половинка, не обработанная соком лимона, стала коричневой. Обработанная половинка останется такой же свежей.

Вывод: под воздействием воздуха повреждённые клетки яблока приобретают коричневый цвет.Витамин С, содержащийся в лимоне, замедляет этот процесс.

Опыт №4 «Лимон надувает воздушный шар».

Материалы и оборудование: 1 ч. л. пищевой соды, сок лимона, 3 ст.л. уксуса, воздушный шарик, изолента, стакан и бутылка, воронка.

Ход проведения:

  • наливаем воду в бутылку и растворяем в ней чайную ложку пищевой соды. В отдельной посуде смешиваем сок лимона и 3 столовых ложки уксуса и выливаем в бутылку через воронку.
  • Быстро надеваем шарик на горлышко бутылки и плотно закрепляем его изолентой.

Что происходит? Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.

Вывод: при взаимодействии соды и кислоты лимона, образуется газ, который может надуть шар.

Опыт №5. «Засекреченное послание».

Материалы и оборудование: половинка лимона, ватка, спичка, чашка воды, лист бумаги.

Ход проведения: Выдавить сок лимона в чашку, добавить такое же количество воды.

Обмакнуть ватную палочку в раствор лимонной кислоты и воды и написать что- нибудь на бумаге этой палочкой. Когда «чернила» высохнут, нагреем бумагу над включенной настольной лампой. На бумаге проявится невидимое слово.

Вывод: лимонный сок при нагревании приобретает желтый оттенок на бумаге.

Заключительный этап

Расширилось представление о том, что лимон полезен для здоровья человека. Поэтому, кто ест лимоны, тот почти никогда не болеет и долго живет.

Узнали много интересного про необычные свойства лимона, его применение в кулинарии, быту, косметике. Провели индивидуальные мини – сообщения на темы: Какой опыт мне больше всего понравился», Лимон помощник». «Вкусная еда» и т.п.

Вместе с родителями провели эксперименты и узнали про удивительные свойства лимона. Пополнили словарный запас новыми терминами: кислота, реакция, сода, воздух, окисление, углекислый газ.

Участвовали в городском конкурсе проектов «Про все на свете» с презентацией «Чудо лимон». Победили в номинации «За успешное развитие у воспитанников исследовательских способностей».

  • Популярная энциклопедия для детей «Все обо всем» А.Ликум.
  • «Неизведанное рядом». Опыты и эксперименты. Дыбина О.В.
  • Сборник «Открой увлекательный мир науки с помощью занимательных опытов».
  • 365 научных экспериментов для дошколят.
  • Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. Меньшикова Л. В.

Автор: Киркина Ольга Вячеславовна, воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение — детский сад комбинированного вида №1, город Полярные Зори, Мурманской области. Педагогический стаж 6 лет.

Родина лимона

Родиной лимона считаются тропики и субтропики Китая, Индии и Бирмы. Лимон – древнее профилактическое и витаминное средство. На английском флоте в конце XVIII века был введён обязательный приём 30 граммов лимонного сока ежедневно, что надёжно охраняло моряков от цинги в дальних походах. В средние века считали, что лимоны предохраняют от чумы и являются противоядием при укусах змей.

Название «лимон» произошло от малайского слова «лемо». В Индии этот плод называется «ниму», а в Китае «лимунг», что означает полезный для матерей.

Легенды о лимоне

Однажды любимый слуга одного из кавказских царей за какую-то провинность попал в немилость.

Разъяренный повелитель велел немедленно посадить своего слугу в тюрьму и приказал стражникам кормить заключенного только одним видом пищи.

Читайте также:
Самодельный пресс: надежное устройство своими руками

На вопрос, каким именно, владыка, смилостивившись, ответил: «Пусть выбирает сам».

Заключенному ничего не оставалось делать, как исполнить царскую волю. И он ее выполнил, попросив давать ему только … лимоны.

А недоуменным стражникам пояснил: «Аромат лимона будет веселить мне мысли, кожура плодов и зерна будут полезны для моего сердца, в мякоти же лимона я найду себе пищу, а соком буду утолять жажду».

Лимонный вулкан

Для этих целей потребуется поддон из пластика либо же тарелка с широкими краями, сода, а также лимон.

Лимон нужно разделить на две равные части. Одна потребуется для получения сока. Со второй половинку нужно аккуратно удалить верхушку, а также внутри подготовить своеобразной жерло, в которое и будет помещена сода. В результате начнут появляться своеобразные пузыри.

Для того, чтобы можно было и дальше наблюдать эту реакцию, нужно немного подливать сока и добавлять соду. Дабы усилить реакцию, можно добавить мыльный раствор и разнообразные по оттенку пищевые красители. Несомненно, вы можете проявить фантазию, дабы модернизировать опыт.

Запусти плавать яйцо

Это занятие поможет вашему ребенку уяснить понятие плотности и понять, почему предметы тонут или плавают.

Вам понадобится:

  • 2 чистых стакана
  • вода
  • маркер
  • чайная ложка
  • соль
  • 2 яйца

Опыт. Наполните один стакан водой наполовину. Отметьте уровень воды маркером. По ложке добавляйте соль и размешивайте ее, пока она не растворится. Когда соль прекратит растворяться, больше не кладите.

Посмотрите, что случилось с уровнем воды, когда вы добавили соль. Уровень не должен подняться, наоборот, вода становится более плотной, когда она насыщается солью. Когда вы растворяете соль в воде, вы впихиваете в воду больше молекул, не предоставляя воде при этом больше места.

Наполните второй стакан водой наполовину. Потихоньку опустите в каждый стакан по яйцу. В соленой воде яйцо будет плавать, а в простой воде утонет.

Объяснение. Соленая вода более плотная, чем яйцо, поэтому оно держится на ней и плавает. А простая вода менее плотная, поэтому она не может удержать яйцо, и оно тонет.

Опыты для детей

Леденцовые кристаллы

Вам понадобится:

  • 2½ чашки сахара
  • 1 чашка воды
  • кастрюлька
  • толстая нитка
  • пуговица с большими дырками
  • карандаш
  • стакан или стеклянная банка

Опыт. Помогите ребенку смешать сахар и воду в кастрюльке и готовьте сироп на среднем огне до тех пор, пока он не закипит. Оставьте покипеть на 4 минуты, не мешая, затем уберите с огня и дайте остыть минуту.

Проденьте нитку в пуговицу и крепко завяжите. Другой конец нитки привяжите к карандашу. Между карандашом и пуговицей оставьте несколько сантиметров.

Налейте сироп в стакан. После этого не трогайте стакан, потому что он будет очень горячим. Положите карандаш поперек верха стакана. Пуговица должна быть погружена в сироп. Когда стакан остынет, поставьте его в безопасное место, где легко наблюдать за процессом, примерно на неделю.

Проверяйте свой сироп. Вначале вы увидите, как на нитке формируются маленькие кристаллы. Потом они превратятся в большие куски, которые можно отломать и съесть.

Резиновое яйцо

В нашем теле постоянно происходят химические реакции. Если ваш ребенок забывает чистить зубы, то этот домашний опыт покажет ему, как в зубах получаются дырки.

Вам понадобится:

  • яйцо
  • маленький контейнер
  • уксус
  • куриная косточка

Опыт. Пусть ребенок положит яйцо в маленький контейнер и зальет его уксусом. Оставьте его на 24 часа. Вылейте уксус и осторожно выньте яйцо. Сожмите его. Кислота из уксуса растворила минералы, которые были в скорлупе, и теперь она стала мягкой как резина.

Повторите этот эксперимент с куриной косточкой. Через 3–4 дня она станет эластичной.

Объяснение. Бактерии, находящиеся у нас во рту, производят кислоту, которая растворяет эмаль на зубах, подобно тому как уксусная кислота растворила минералы в скорлупе и косточке. Напоминайте детям чистить зубы, чтобы очищать рот от бактерий и сохранить зубы здоровыми и крепкими.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: