Самый действенный способ восстановления аккумулятора своими руками

Как восстановить автомобильный аккумулятор своими руками

Сегодня мы поговорим про способы восстановления автомобильного аккумулятора, причины выхода его и строя, а также затронем тему устройства и принципы работы АКБ.

Силовая установка любого авто, будь то бензинового или дизельного, запускается при помощи специального силового электромотора – стартера.

Но чтобы стартер начал работать, его нужно запитать электроэнергией. Для этого в авто предусмотрен внешний источник электроэнергии – аккумуляторная батарея (аккумулятор, АКБ).

В основную задачу АКБ входит кратковременная отдача электроэнергии значительной мощности на стартер, чтобы обеспечить запуск силовой установки.

Помимо этого, аккумулятор обеспечивает энергией все электрические приборы авто, до того момента, пока не запустится мотор, после чего запитка бортовой сети производиться от генератора.

Сейчас производятся аккумуляторы, которые используются на авто, нескольких типов: кислотные, щелочные, недавно появились еще и гелевые.

Наибольшее распространение на автомобилях имеют кислотные батареи, поэтому их мы и будем рассматривать.

Конструкция АКБ довольно надежная, и тем не менее бывают случаи повреждения аккумуляторов либо из-за неаккуратного пользования, либо при неправильном обслуживании.

Дальнейшее использование батареи на авто при его повреждении невозможно. Но если был поврежден сравнительно новый аккумулятор, не стоит его сразу менять, можно попытаться его восстановить.

Для начала разберемся, какова конструкция кислотного АКБ.

Если внешне посмотреть на него, то он состоит из закрытого пластикового корпуса с двумя выведенными клеммами.

Конструктивно аккумуляторы являются обслуживаемыми и необслуживаемыми.

У обслуживаемых АКБ имеются закрытые пробками отверстия в верхней части корпуса батареи.

Необслуживаемые аккумуляторы такими отверстиями не оснащаются, есть только небольшое отверстие для отвода газов.

Внутри же корпус разделен на 6 секций, именуемых банками. В этих банках размещаются рабочие элементы батареи – комплект положительных и отрицательных свинцовых пластин с нанесенными на них активной массой.

Расположены они переменно, то есть — положительная пластина, рядом с ней расположена отрицательная, затем опять идет положительная.

Дополнительно, чтобы исключить возможное соприкосновение этих пластин между ними располагается сепаратор.

Пластины объединены в блоки, каждый блок имеет выводную перемычку – баретку, которая подсоединена к мосту. При помощи баретки блоки каждой банки соединены между собой в общий мост с выводом на клемму.

Отдача электроэнергии у батареи производится за счет химических реакций, поэтому банки заполнены электролитом – строго дозированного раствора кислоты с дистиллированной водой.

Сам по себе аккумулятор электроэнергию не вырабатывает, он, по сути, является просто хранилищем электроэнергии.

При зарядке батареи поступающая на клеммы электрическая энергия от зарядного устройства или генератора преобразуется в химическую. А при разряде производится обратный эффект.

Действует все это так: при подключении к аккумулятору потребителя энергии, между собой в реакцию вступают губчатый свинец отрицательных пластин с двуокисью свинца положительной пластины и электролит.

Между ними происходит хим. реакция, в результате чего высвобождается электроэнергия, которая и расходуется потребителем. При этом на отрицательных пластинах появляется слой сульфата свинца.

При зарядке аккумуляторной батареи происходит обратный процесс, в результате которого слой появившегося сульфата растворяется в электролите, а на положительных пластинах образуется слой диоксида свинца.

Если по-простому, то при разрядке АКБ с положительных пластин частицы свинца из-за хим. реакции переносятся на отрицательные. А при заряде аккумулятора эти частицы возвращаются обратно на положительные пластины.

Все это сопровождается высвобождением или потреблением электрической энергии.

Устранение внешних неисправностей

Все неисправности аккумуляторной батареи можно разделить на внешние и внутренние.

Внешних неисправностей всего две – сильное окисление клемм, из-за чего происходит плохое соединение АКБ с бортовой сетью.

Второй неисправностью является пробой корпуса или из-за внешнего воздействия на него, или трещина на корпусе вызвана внутренними неисправностями.

По поводу клемм особо говорить нечего, если на них замечен сильный слой окислов, его счищают.

Пробой корпуса выявить несложно – из него будет протекать электролит. Трещину, если таковая имеется, можно заделать, но только в случае, если аккумулятор является обслуживаемым.

Из АКБ сливается электролит, после чего можно будет заделать трещину.

Для этого можно воспользоваться паяльником и куском пластика. Сначала пропаивается сама трещина, а затем для большей уверенности поверх припаивается подготовленный пластик.

После чего нужно проверить герметичность корпуса, залив него дистиллированную воду.

Внутренних неисправностей, которые возникают в АКБ значительно больше, причем большая часть из них наносит батареи вред, который устранить невозможно.

Одной из самых распространенных неисправностей батарей является сульфатация пластин.

К сульфатации АКБ приводит неправильная эксплуатация – долгое хранение батареи в разряженном состоянии, частые глубокие разряды, постоянные недозаряды батареи, поэтому важно подбирать аккумулятор по марке автомобиля.

Сама сульфатация – это образование на поверхности пластин сернокислого свинца, из-за которого электролит не может проникнуть вглубь активной массы, поэтому часть этой массы уже не может вступать в реакцию.

Сопротивление внутри АКБ возрастает, поэтому емкость падает, в итоге аккумулятор не может взять полностью заряд и быстро разряжается.

На ранних стадиях сульфатацию пластин можно устранить, но, если она глубокая – АКБ ремонту не подлежит.
Еще встречаются такие неисправности, как осыпание активной массы с пластин, с возможным последующим замыканием.

Обычно при несильном осыпании помогает промывка батарей дистиллированной водой.

Возможно и вздутие АКБ из-за замерзания электролита. Происходит в случае, если разряженная батарея находилась на сильном морозе.

Восстановлению автомобильный аккумулятор после замерзания не подлежит.

Способы устранения сульфатации

Способов устранения сульфатации пластин применяется несколько.

Первым, самым распространенным методом является проведение контрольно-тренировочного цикла (КТЦ). Использование этого метода позволит устранить сульфатацию на ранних стадиях и восстановить емкость АКБ.

Суть данного метода сводится к проведению цикла заряд-разряд. Для проведения КТЦ понадобиться наличие зарядного устройства, ареометра, вольтметра и источника потребления электроэнергии.

Читайте также:
Самодельное средство для полировки фар, которое дешевле магазинного

Сначала выполняется полная зарядка батареи. Зарядка АКБ производится током, по силе равным 10% от номинальной емкости, то есть при емкости батареи в 60 Ач, сила тока должна составлять 6 А. после зарядки к каждой банке проверяется плотность.

Данный показатель у полностью заряженной батареи должен составлять 1,27. Если это значение ниже, потребуется доведение плотности до нужного значения с последующей дозарядкой батареи в течение получаса, чтобы электролит перемешался.

После зарядки производится контрольный разряд. Для этого к клеммам подсоединяется источник потребления энергии. При этом потребление энергии подключенным потребителем не должно превышать 10% от емкости.

Лучше всего в качестве потребителя использовать автомобильную лампу накаливания, с определенной мощностью.

Высчитать мощность, которая нужна можно путем умножения силы тока и напряжения. Сила тока при расчете берется исходя из емкости батареи.

То есть, при расчете мощности, которая нужна для проведения разряда батареи на 60 Ач, сила тока берется 6А, умножается это значение на 12В. Получаем значение мощности в 72 Вт, примерно такой мощности и нужна лампа.

Далее батарея разряжается лампой, при этом периодически замеряется напряжение.

Разряжая батарею нужно добиться снижения напряжения на клеммах до 10,2 В. Это значение напряжения будет указывать о полном разряде батареи.

При этом замеряется время, за которое произошла разрядка АКБ. У нового аккумулятора данное значение должно составлять около 10 часов. Чем меньше время разрядки, тем больше АКБ потерял свою емкость.

Надолго разряженный аккумулятор оставлять нельзя, его сразу же нужно ставить на зарядку до полного восстановления заряда.

При выполнении данной операции емкость батареи восстановится, а за счет снижения сульфатации снизиться внутренней сопротивление.

Вторым методом удаления сульфатации является применение реверсивных токов при зарядке батареи.

Недостатком метода реверсивного тока является потребность в специальном оборудовании – генераторе реверсивного тока.

Суть данного метода сводиться к длительному заряду батареи малыми токами.

Так при незначительной сульфатации АКБ заряжается незначительным током – 0,5-2 А. Причем зарядка производится длительный период, иногда может достигать 50 часов.

Окончанием процесса десульфатации является неизменность напряжения на клеммах, а также неменяющаяся плотность электролита в течение 2 и более часов.

Третий метод, использующийся для восстановления АКБ.

Является промывка батареи с последующей ее зарядкой. Но метод этот длительный и затянуться его выполнение может до месяца.

С аккумулятора сливается электролит, и на его место заливается дистиллят. После чего батарея ставится на зарядку при напряжении в 14 В.

После начала закипания дистиллята – напряжение несколько снижается. Основная цель – поддерживать кипение в АКБ, но неинтенсивное.

Со временем плотность дистиллята будет повышаться за счет растворения в воде сульфата свинца. После этого вода сливается, и заливается новая и АКБ снова ставится на зарядку, под небольшое напряжение.

Нужно добиться того, чтобы в дистилляте появлялись пузырьки, но до закипания он не доводился.

На зарядке АКБ нужно будет держать до тех пор, пока плотность не будет меняться на протяжении нескольких дней.

Есть и быстрый способ удаления сульфатации – химический. Сводиться он к промывке батареи раствором аммиака и трилона Б

Перед промывкой раствором, аккумулятор заряжается, с него сливается электролит и промывается дистиллятом.

Затем в банки заливается водный раствор, в который добавлено 2% от объема воды трилона Б и 5%-аммиака.

Этот раствор вступит в реакцию с сульфатным раствором, сопровождаться эта реакция будет кипением раствора и брызгами.

Как только кипение прекратиться – раствор можно сливать, банки промываются водой, а затем заливается электролит и батарея заряжается.

Предотвращение неисправностей аккумулятора

Все неисправности с аккумулятором не возникают сами по себе, случаются они из-за небрежной эксплуатации и игнорирование проведения периодического обслуживания.

Батарея сам по себе требует не особо много внимания. Достаточно раз в полгода подзаряжать ее зарядным устройством.

Перед постановкой на зарядку, если батарея обслуживаемая, нужно проследить за уровнем электролита и при надобности восстановить его.

Также следует после зарядки проверить плотность электролита в каждой банке.

Отличий по показаниям плотности между банками не должно быть, или же разница между ними должна быть минимальная.

Перед установкой нового АКБ на авто нелишним будет проверить напряжение, выдаваемое генератором, чтобы исключить перезаряд.

И устанавливая новую батарею на авто нужно его хорошо закрепить, чтобы предотвратить возможное повреждение корпуса.
источник www.avto-pulss.ru

Комментарии 28

спасибо за статью.
“Если это значение ниже, потребуется доведение плотности до нужного значения ” — как это правильно сделать?

А я не доверяю необслуживаемым батареям.Привык по старинке проверять периодически уровень и плотность электролита ну и перед зимой и после ставить на зарядку.Покупал всегда тюменские, 5-6 лет ходили.Один раз только по гарантии поменяли.

необслуживаемые батареи больше ходят

Не факт.Смотря как и сколько ездить.Стоит допустить к тому же пару глубоких разрядов и срок службы снижается намного.А я привык проверять плотность и уровень электролита и заряжать каждый квартал.

Спасибо, буду пробовать

Неплохая статейка, вот еще одна u.to/nypzFw если кому надо. Я пробовал восстановить но в итоге через месяц все равно новый купил. Даже незнаю стоит ли эта работа потраченого времени.

Самая бездарная статья если честно. В ней описано нужно выравнивать плотность, слил старое и залил новое, но поднимают плотность долгим зарядом. Лампочка 20Вт там написано ток разряда 5 ампер, хотя 5Аx12В=60Вт. Не хватало там ещё про промывку содой описать. Не удивительно что купили АКБ через месяц

Конечно можно имитировать, что ваш аккумулятор после восстановления воскрес, как Дункан Маклаут, но давайте честно — это в 99% случаев это самообман, и вы не исключение. Ну или процесс не стоящий внимания и трудо и время затрат.
Во первых, обратно намазку на пластины не налепишь. Зарядишь? Да! Частично сульфатируешь? Да! Даже перезаряд покажет, что ты гений и всё в твоих силах. Даже в старые дедовские времена мы били по телевизору и он лучше работал))))
Но этот процесс временный и не даёт ни какой гарантии, так как если ваша батарея умерла, то проблема если не в ней, то точно в вас — и надо менять либо стиль вождения, либо время простоя машины без использования, либо проверять электрику. По другому — батареи снова придёт крандец.
Во вторых, есть такое понятие — Гарантийный срок. Это не пустое слово, т.к. именно в первый год или два, в зависимости от производителя и от хитрожопости покупателя (а мы знаем как в последнюю неделю гарантии можно обратиться с умным видом в магазин с браком) даётся время для проявления недостатков акб. А именно БРАКА. Таких как короткое замыкание, обрыв цепи, протечка или не качественный электролит.
Либо морочьтесь с зарядкой, обогревом дома или мнимым восстановлением батарей, но не забывайте что внутри кислотный раствор, либо пользуйтесь теми правами, которые вам и так уже предоставили, а именно замене по гарантии некачественной батареи.
Думайте и принимайте правильное решение, правильно заполняйтесь гарантийный талон, требуйте сертификат и сохраняйте чек, но и помните — диагностика определяет ВСЁ.

Читайте также:
Самодельный подогреватель тосола на 12 вольт

Чисто в салон нет, наличие тормозухи можно проверить в бочке верхнего цилиндра сцепления.

вОПРОС КО ВСЕМ !нА МОСКВИЧКЕ УРОВЕНЬ ЗАРЯДКИ ВСЕГДА НА ПЛЮСЕ А АКБ ЗАРЯДКУ НЕ БЕРЕТ, ПРОВЕРИЛИ АКБ СКАЗАЛИ НЕ ЗАМКНУТ, ЗАРЯД ДОЛЖЕН БРАТЬ.мОЖЕТ КТО РЕШИЛ ПРОБЛЕМУ?

Просто засульфатировался вот и не берёт. Проведите цикла 3…4 разряд заряд. Должно помочь.

Почему заряд большой на авто, может реле-регулятор?На ниве было такое пацаном был еще .И еще один вопрос по волге, пропало сцепление и жидкость ушла .может в салон?

На улицу она ушла, с того цилиндра что диск сцепления толкает.

Депо в том, что сын загнал в гараж и сцепление было, а под машиной чисто, поэтому появилась такая гипотиза, что жидкость ушла в салон, Может быть такое?

Статья конечно же полезная, но есть несколько НО!
1)На улице 21 век, а точнее 2018 год, в наше время практически все аккумуляторы идут необслуживаемыми.
2)Исходя из статьи, на восстановление АКБ потребуется определенное время и деньги, отталкиваясь от того что мы в 21 веке, проще купить новый за относительно небольшую плату.

это какойто просто пипец… еще надо указать источник информации и курсовая работа готова. А просто не написать?

это какойто просто пипец… еще надо указать источник информации и курсовая работа готова. А просто не написать?

Спасибо за обзор!
1. плотность ни на одном СТО из 5 в СПб и даже в магазине по продаже АКБ мне не смогли проверить.
Хотел проверить плотность электролита.
В магазине сказали, что просто проверьте уровень в банках и если упал, то долейте дистиллированной воды, электролиту деться некуда, выкипает только вода.
Даже устройство для замера плотности продать не могут.

2. про подзарядку АКБ каждые полгода — это сильно :)
Маловероятно )) Жаль, что генераторы не заряжают АКБ до полного заряда! и жаль, что нигде не пишется в документации на авто, сколько надо ехать, чтобы зарядить полностью разряженный АКБ до полного заряда,
и жалко, что в 21 веке авто не умеют показывать уровень заряда АКБ, а умеют только писать “Лоу бэтэри”.

Самый действенный способ восстановления аккумулятора

Приветствую вас друзья. Сегодня я расскажу вам о самом эффективном способе восстановления емкости у свинцово-кислотных аккумуляторов.
В период даже самой правильной эксплуатации, аккумулятор каждый день теряет свою емкость. И в один прекрасный момент его заряда не хватает, чтобы завести двигатель автомобиля. Обостряется данный пример с приходом холодов.

Самый действенный способ восстановления аккумулятора

Естественно автолюбитель ставит аккумулятор на зарядку и спустя некоторое время видит, что батарея не заряжается, а напряжение при зарядке стоит как в норме – 14,4-14,7 В или выше (12,6 без зарядника).

Самый действенный способ восстановления аккумулятора

Тогда если есть нагрузочная вилка проверка производится ей и выясняется, что под нагрузкой напряжение сильно просаживается. Все указывает на потерю емкости аккумулятором. Причиной тому – сульфатация пластин.

Самый действенный способ восстановления аккумулятора

Обычно, при правильной эксплуатации это происходит примерно через 5 лет. Это очень хороший показатель. И тут есть выход – купить новый аккумулятор. Но, если вы хотите сэкономить деньги (так как батареи сейчас не из дешевых), и продлить срок службы аккумулятора ещё на пару лет, то тогда необходимо провести его обслуживание. И не простое, а специальное, которое может реанимировать батарею.

Какие аккумуляторы можно восстановить?

Этот способ подходит для батарей, которые в период своей эксплуатации не были подвержены серьезным токовым или механическим повреждения. А пришли в негодность в результате временной, естественной сульфатации.
Этот способ не подходит для аккумуляторных батарей у которых имеется внутреннее осыпание пластин, имеется внутреннее замыкание банок, имеется вздутие или иные механические повреждения.
Способ отлично подходит для десульфатации пластин и называется в народе методом «переполюсовки» аккумулятора.
Я разделю восстановление аккумуляторной батареи на три этапа.

Процесс восстановления аккумулятора

Этап первый: подготовка

Первое что не обязательно, но нужно сделать это очистить поверхность батареи от любых загрязнений. Промыть с моющим средством всё поверхность.
Далее, визуально убедиться в отсутствии повреждений на корпусе, в отсутствии вздутий и выпуклостей по сторонам.
Второе, открыть все пробки банок и убедиться в наличии электролита. Если в одной из банок его нет, то нужно убедиться в отсутствии трещин на корпусе.
Затем, с помощью фонарика осмотреть пластины внутри – осыпаний быть не должно. Тут как раз за одно можно отчетливо увидеть сульфатацию – белый налет на пластинах.

Читайте также:
Реставрация мотоцикла Cezet 350

Самый действенный способ восстановления аккумулятора

Если все в порядке – доливаем в каждую банку дистиллированную воду до уровня. Не лишним будет замерить плотность электролита каждого отсека.

Этап второй: классический способ восстановления

Прежде чем переходить к переполюсовке аккумулятора, необходимо протестировать обычный способ восстановления, ставший уже классическим.
Шаг первый: заряжаем аккумулятор до полного заряда 14,4 В.

Самый действенный способ восстановления аккумулятора

Шаг второй: галогеновой лампочкой или другой нагрузкой разряжаем батарею до 10,6 В (напряжение замеряется под этой же нагрузкой).

Самый действенный способ восстановления аккумулятора

Повторяем цикл из этих двух шагов 3 раза и заряжаем батарею на полную. Проверяем емкость нагрузочной вилкой или стартером в работе машины. Если батарея восстановилась – хорошо – продолжаем эксплуатацию. Если нет, или не достаточно, то переходим к третьему этапу.

Этап третий: переполюсовка аккумуляторной батареи

Этот метод восстановления аккумулятора самый действенный из всех существующих. И реанимирует батарею почти в 90% случаях.
Шаг первый: вешаем на батарею нагрузку в виде галогенной лампы, и разряжаем аккумулятор в ноль. Лампа потухнет примерно через сутки (все зависит от начальной емкости аккумулятора). Оставляем батарею с подключенной лампой ещё на 2-3 суток, чтобы окончательно разрядить остатки.
Шаг второй: зарядка аккумулятора обратным током. Подключаем зарядное устройство наоборот: плюс к минусу, а минус к плюсу. Чтобы не испортить ваш зарядник (или чтобы не сработала защита от короткого замыкания), последовательно батареи подключаем ту же галогенную лампу. И заряжаем аккумулятор в обратной полярности. После того, как напряжение поднялось до вольт 5-6, лампу из цепи можно исключить. Ток заряда желательно ставить 5 процентов от емкости батареи. То есть если емкость 60 ампер-часов, то ток заряда в обратном направлении ставим на 3 Ампера. В это время все банки с электролитом начинают активно бурлить и шипеть –это нормально, так как идет обратный процесс.

Самый действенный способ восстановления аккумулятора

Заряжаем примерно сутки, до появления напряжения 12-14 В. В итоге у вас получилась полностью заряженная батарея у которой на выходе плюса – минус, а на минусе – плюс.

Самый действенный способ восстановления аккумулятора

Шаг третий: опять полностью разряжаем батарею галогенной лампой пару суток. Затем производим правильную зарядку плюсом к плюсу, минусом к минусу. Заряжаем на полную до 14,4 В.
На этом все действия завершены.

Результат восстановления аккумуляторной батареи

Обычно результат помогает повысить емкость аккумулятора до 70-100 % от заводской, конечно бывают и исключения.
Конкретно в моем случае удалось поднять емкость на 95% – что является отличным результатом. С пластин пропал белый налет сульфата, и они приобрели черный цвет как у нового аккумулятора. Электролит стал более прозрачным и чистым.

Видео по восстановлению аккумулятора

Я рекомендую вам посмотреть видео, где восстанавливается полностью «мертвый» аккумулятор, которому около 10 лет.
Вначале идет «раскачка» со сменой полярности питания, а почти в самом конце уже дан полный цикл переполюсовки.

Можно ли восстановить АКБ при глубоком разряде и как это сделать

Автомобилисты довольно часто сталкиваются с ситуациями, когда батарея сильно разряжается, и её заряда уже не хватает для запуска двигателя.

Глубокий разряд аккумулятора авто

Обычно в таких ситуациях выход один. Это снять АКБ, поставить её на зарядку, после чего вернуться к привычному режиму эксплуатации.

Но случается и так, что при разрядке батарею восстановить уже не получается. АКБ никак не реагирует на подключение к зарядному устройству, а при запуске от ПЗУ или бустера генератор не обеспечивает зарядку.

Тут нужно знать о том, что же такое глубокий разряд, чем он опасен, и как реанимировать аккумулятор.

Почему не стоит доводить АКБ до состояния глубокого разряда

Разряд аккумуляторной батареи является вполне естественным и нормальным явлением. Ведь АКБ и созданы для того, чтобы накапливать энергию, отдавать её, а затем снова накапливать. И так циклично. То есть аккумуляторы являются многозарядными устройствами. Здесь не нужно менять АКБ всякий раз, когда она отдала заряд. Ведь она его восполняет.

Но конструкция современных аккумуляторов далека от совершенства. У неё есть ряд проблем и требований:

  • не допускается перезарядка, поскольку это провоцирует осыпание пластин;
  • крайне нежелательно довольно батарею до глубокого разряда;
  • всегда важно поддерживать правильную плотность электролита;
  • рабочая жидкость должна находиться на стабильном уровне;
  • избегать замыкания банок и пр.

То, сколько сможет ещё проработать батарея, если возник глубокий разряд автомобильного аккумулятора, во многом зависит от самой АКБ, её текущего состояния и оперативности реанимационных действий.

Прежде чем узнать, что делать в такой ситуации, необходимо уточнить причину такой высокой опасности глубокого (полного) разряда стартерной батареи.

В кислотных АКБ содержится электролит, обладающий определённой плотностью. Электролит представлен в виде смеси из серной кислоты и дистиллированной воды.

Глубокий разряд аккумулятора

Когда батарея разряжается, кислота постепенно начинает оседать на положительных свинцовых пластинах в виде соли. И чем разряд сильнее, тем активнее и объёмнее оказываются эти отложения. Плотность падает, существенно отличаясь от нормы.

Оптимальным показателем плотности принято считать 1,27 г/см³.

Глубокий разряд можно охарактеризовать как минимальный порог разряда АКБ, ниже которого опускаться уже попросту некуда. Если батарея посажена в ноль, внутри протекает химический процесс, стимулирующий оседание солей на поверхностях. Чтобы удалить отложения, необходимо при первой же возможности подключить АКБ к зарядному устройству. Или позволить начать заряжаться от генератора автомобиля.

Читайте также:
Освещение в гараже: мастерим своими руками

Тем самым плотность нормализуется, кристаллы солей разрушаются, и работоспособность аккумулятора восстанавливается.

Казалось бы, при глубоком разряде можно просто подключить АКБ к зарядному устройству, и всё нормализуется. Это распространённое заблуждение.

При нулевом заряде плотность солей настолько увеличивается, что при последующей зарядке они уже не разрушаются, а прочно оседают на поверхностях пластин.

То есть свинцовая пластина практически полностью покрывается твёрдым солевым слоем. А поскольку зарядка батареи происходит за счёт взаимодействия свинца и электролита, то в такой ситуации АКБ заряжаться уже не будет.

Накапливать заряд такой аккумулятор уже не способен.

При каждом глубоком разряде АКБ теряет 2–3% своей ёмкости, которая уже не восстанавливается.

Из-за этого, когда аккумулятор переживает порядка 10 полных разрядов, на 30% ёмкости уже рассчитывать не приходится. При таких потерях накопленного заряда не хватит, чтобы запустить двигатель.

Глубоким считается разряд до 10,5–11 В. Именно этот порог считается критическим, когда активно начинает протекать процесс сульфатации. То есть начинает появляться осадок в виде кристаллов солей.

Возможна ли реанимация

Потенциально можно реанимировать АКБ, у которой произошёл действительно глубокий разряд, и продолжить её эксплуатацию на благо автомобиля.

Для этого применяют разного рода методы и приборы.

Многое зависит от того, насколько сильным оказался разряд, как долго батарея находилась в таком состоянии, и сколько полных разрядов источник питания пережил до этого.

Глубокий разряд губителен именно для свинцово-кислотных аккумуляторов, где в качестве рабочей среды используется жидкий электролит.

Производители обычно указывают в технической документации количество глубоких разрядов, которые может пережить тот или иной жидкостный свинцово-кислотный стартерный аккумулятор.

Обычно фигурируют цифры в диапазоне 15–20 циклов. Но в действительности даже 10 циклов достаточно, чтобы зимой аккумуляторная батарея уже не смогла выполнить свои функции.

Потому совет предельно простой.

Старайтесь не допускать глубоких разрядов. Каждый из них ведёт к потере 3% ёмкости, восстановить которую уже не получится.

А есть и такие батареи, которые вовсе не боятся подобных ситуаций.

Какие АКБ не боятся глубокого разряда

В настоящее время можно выделить автомобильные аккумуляторы, которые действительно не боятся возможного глубокого разряда. Если говорить о том, какие именно эти «бесстрашные» АКБ, то тут внимание акцентируют на технологиях GEL и AGM.

Именно в их случае потеря заряда не будет критичной, и после зарядки АКБ смогут нормально функционировать ещё не один год.

Эти аккумуляторные батареи не боятся разрядки, поскольку здесь электролит используется не в жидком агрегатном состоянии, а в виде геля (GEL), либо в виде запечатанной в матах из стекловолокна жидкости.

Именно из-за этого соли практически не могут оседать на поверхностях пластин. Но и здесь полностью избавиться от возможной сульфатации не удалось. Просто количество циклов заряда–разряда, при котором сульфатация реально даёт о себе знать, увеличено в несколько раз.

Методы восстановления

Теперь непосредственно к вопросу о том, что делать при глубоком разряде аккумулятора автомобиля.

Первым делом важно понимать, что сульфатация, то есть процесс образования отложений на пластинах, протекает не только в случае полного разряда. Сульфатация менее активная, но всё равно протекает, если АКБ находится в полуразряженном состоянии. Из-за этого крайне важно поддерживать напряжение на уровне 12,7 В, а плотность не опускать ниже 1,27 г/см³.

Если же полной разрядки избежать не удалось, нужно выбрать способ, как зарядить аккумулятор своего автомобиля после потенциально губительного глубокого разряда.

Всего можно выделить несколько вариантов, как вывести батарею из подобного состояния, к которому привела сильная разрядка:

  • механическая очистка;
  • химическое восстановление;
  • КТЦ;
  • с помощью дистиллированной воды;
  • переполюсовка;
  • с использованием десульфатора.

Каждый вариант реанимации заслуживает отдельного внимания.

Механическая очистка

У некоторых автомобилистов возникает идея после глубокого разряда АКБ, которую не удаётся зарядить, попытаться очистить аккумулятор от автомобиля физическим способом.

Смысл метода заключается в том, чтобы слить электролит, вырезать элементы пластикового корпуса и извлечь поражённые пластины из батареи.

Механическая очистка аккумулятора

Далее все пластины и полости между ними промываются дистиллированной водой, очищаются специальными составами. Затем остаётся только восстановить герметичность корпуса, залить свежий электролит и поставить АКБ на зарядку.

Пластины очень чувствительные, а потому требует предельно аккуратного обращения. Из-за этого путём физической очистки восстановить АКБ очень сложно.

Есть умельцы, которым удавалось разрезать корпус и собрать его. Но как именно себя поведёт после такого аккумулятор – загадка.

Химический метод

Прежде чем начать заряжать аккумулятор, его можно попытаться восстановить после глубокого разряда химическим методом.

Химическая очистка аккумулятора

Для этого применяются специальные составы, функция которых заключается в растворении кристаллов солей. Смысл идеи заключается в следующем:

  • батарея полностью разряжается нагрузкой;
  • сливается весь электролит;
  • внутренности промываются качественной дистиллированной водой;
  • в очищенные банки АКБ заливается автохимия;
  • происходит активный процесс кипения и образования газов;
  • залитый раствор сливается;
  • повторно выполняется промывка дистиллятом;
  • если пластины не очистились полностью, ещё раз заливается очищающая химия;
  • батарея промывается;
  • вливается свежий электролит;
  • АКБ ставится на зарядку.

Метод более эффективный и безопасный. Но тоже работает не всегда.

После глубокого разряда автомобильный аккумулятор может не реагировать на обычный процесс зарядки. Это может толкнуть водителя к идее провести КТЦ, то есть контрольно-тренировочный цикл.

Метод достаточно действенный, но на его реализацию уходит много времени.

КТЦ аккумулятора авто

Смысл КТЦ заключается в том, чтобы несколько раз полностью разрядить и зарядить аккумуляторную батарею. Изначально зарядка выполняется током до 10% от номинальной (паспортной) ёмкости, после чего подключается нагрузка, а АКБ разряжается до напряжения на клеммах около 10,2 В. И так нужно повторить несколько раз.

Читайте также:
Очередная крутая самоделка из бензопилы. Мотобуксировщик из бензопилы “УРАЛ” своими руками

Чем медленнее АКБ будет разряжаться под нагрузкой, тем лучше она функционирует. А потому восстановление идёт.

КТЦ считается оптимальным вариантом для реанимации старых обслуживаемых АКБ и необслуживаемых батарей.

Дистиллированная вода

Ещё один метод десульфатации, который может проводиться без специальной химии. Здесь потребуется только дистиллированная вода.

Её заливают в батарею вместо электролита, и подключают к зарядному устройству. На ЗУ выбирается напряжение зарядки 14 В.

Дистиллированная вода

Важно при этом поддерживать слабое бурление воды в банках, регулируя параметры напряжения.

В процессе восстановления потребуется несколько раз слить воду и залить свежий дистиллят. Основной недостаток метода в том, что в некоторых случаях на полноценную реанимацию уходит около 3–4 недель.

По завершении растворения солей, АКБ ещё раз промывается, после чего заливается электролит и проводится стандартная процедура зарядки.

Переполюсовка

Самый крайний вариант, который используется лишь в том случае, когда все остальные методы не помогают.

Переполюсовка для аккумулятора

Смысл переполюсовки предельно простой. АКБ соединяется с зарядным устройством, но только плюс идёт на минус, а минус соединяется с плюсом.

При подаче минуса на плюсовую клемму аккумулятора осадок на пластинах начинает разрушаться.

Фактически здесь есть 2 варианта полученного результата. Либо АКБ удастся восстановить, либо же батарея окончательно выйдет из строя.

Десульфаторы

Или же применяют десульфататоры. Так называют специальные устройства, которые предназначены для борьбы с последствиями сульфатации в аккумуляторных батареях.

Сейчас также выпускают современные зарядные устройства, у которых имеется режим десульфатации.

Достаточно следовать инструкциям производителя.

Десульфаторы для аккумулятора

Проблема лишь в том, что стоимость таких устройств примерно равна цене очень неплохого нового аккумулятора. И есть ли смысл тратить деньги на десульфатор, если проще купить новую батарею.

Глубокий разряд губителен для автомобильных аккумуляторов. Да, АКБ способны выдержать некоторое количество циклов разряда–заряда, но их ресурс ограничен и постоянно снижается. Потому самым правильным решением будет следить за характеристиками и поддерживать аккумулятор в рабочем состоянии.

4 способа восстановления аккумулятора автомобиля в домашних условиях

Если автомобильный свинцово-кислотный аккумулятор отказывается работать, что проявляется при попытке включить стартёр, то обычно достаточно его подзарядить от внешнего питающего устройства. Но случается, что это не помогает, батарея не берёт зарядку. Напряжение увеличивается, а зарядный ток стремится к нулю. Аккумулятору пора в переплавку. Но довольно часто ему можно помочь восстановиться, и тогда он ещё послужит.

Из-за чего АКБ выходит из строя

Все причины можно примерно разбить на три категории:

  • заводской брак;
  • естественной износ и старение;
  • нарушение правил эксплуатации.

То есть в третьем случае батарея ещё могла бы послужить, но её искусственно уничтожили. К счастью, не всегда безвозвратно.

Внешние неисправности

Корпус аккумулятора достаточно прочен, но и он может быть разрушен при ударах и падениях. Электролит начинает вытекать, интенсивно реагируя с окружающим металлом и лакокрасочными покрытиями. Потери могут быть значительно худшими, чем просто затраты на новый аккумулятор.

Герметичность корпуса можно восстановить, применив клеи, компаунды или сварку пластмассы. Но принимать решение о таком ремонте надо с осторожностью, последствия уже упомянуты. Стоит ли рисковать – каждый решает сам, но в максимально общем случае лучше с ремонтом треснувшего корпуса не связываться.

Клеммы АКБ также могут стать источником неприятностей. На них образуется слой диэлектрической окиси свинца, а в случае плохого уплотнения – ещё и тех же самых солей, что вызывают сульфатацию электродов.

Всё это нарушает контакт, и даже исправная, заряженная батарея не сможет вращать вал стартёра. Клеммы требуют регулярной очистки проволочными щётками, наждачной бумагой и моющими средствами. После сушки их надо покрыть многоцелевой смазкой, это защитит свинец от кислорода и паров электролита.

Поломки внутри батареи

Дефекты, связанные с электродами, сепараторами и электролитом, гораздо разнообразнее:

  • сульфатация, то есть процесс образования нерастворимых солей серной кислоты на электродах, препятствующих протеканию химических реакций при заряде и разряде;
  • механические поломки электродов, связанные с их утоньшением после долгой службы;
  • снижение объёмов и нарушение прочности активной массы электродов;
  • разрушение сепараторов и короткие замыкания в банках;
  • накопление шлама и загрязнение электролита;
  • грубая переполюсовка батареи при её ошибочном подключении.

Не все неполадки необратимы. Иногда даже необслуживаемый современный аккумулятор удаётся оживить. Не говоря уже о старых батареях, где наборы электродов вставлялись в эбонитовые банки и заливались сверху битумными мастиками. При желании такой аккумулятор можно было сделать вечным, занимаясь регулярными ремонтами.

4 способов реанимация аккумулятора

На самом деле способов значительно больше, можно выделить наиболее популярные из них.

Десульфатация методом заряда-разряда

Суть способа состоит в попытках растворить диэлектрические сульфатные отложения повторными циклами двух основных химических процессов – заряда и разряда.

  1. Для начала надо попытаться «пробить» упрямый аккумулятор, который не хочет брать зарядку. Для этого можно либо просто потратить немало времени, заряжая батарею малыми токами при избытке дистиллированной воды и потом медленно её разряжая, с каждым последующим циклом увеличивая ток заряда, либо попытаться повысить напряжение.
  2. Это будет возможно, если аккумулятор всё же отреагирует на усилия и начнёт нормально принимать рабочий ток заряда примерно на уровне 10% от численного значения ёмкости.
  3. В таком случае после нескольких циклов батарея восстановится, сульфаты растворятся.
  4. Надо только следить за уровнем электролита и довести его плотность до нормы в конце последнего цикла полной зарядки.
  5. Признаком восстановления ёмкости будет увеличение времени заряда номинальным током до 10 и более часов. Или меньше, если батарея в силу возраста уже не сможет полностью набрать исходные параметры.
Читайте также:
Делаем смотровую яму в полу гаража самостоятельно: экономим 50 тысяч рублей

Полностью засульфатированные пластины таким образом восстановить уже не получится.

Замена электролита и пластин АКБ

Подобное полное обновление аккумулятора возможно, если позволяет его конструкция. Пластины можно брать из ремонтных комплектов или из исправных банок выбракованных батарей, электролит приготавливается по таблицам из аккумуляторной серной кислоты и дистиллированной воды. На выходе получается практически новый источник питания.

При использовании бывших в употреблении пластин, их, а также корпус надо промыть содовым раствором. Между применением соды и электролита всегда должна быть промежуточная промывка дистиллированной водой.

Обратная зарядка

К такому способу можно прибегнуть, если обычными методами заставить батарею принимать заряд не удаётся.

  • к батарее подключается мощное пускозарядное устройство, способное отдавать токи в десятки ампер, а напряжение – не менее 20 Вольт;
  • направление заряда – обратное, то есть плюс устройства подсоединяется к минусу АКБ;
  • ток заряда удерживается в два-три раза выше номинального, кипение электролита игнорируется;
  • через 20-30 минут процедура прекращается, батарея промывается дистиллированной водой, заливается свежий электролит и производится заряд в обычном режиме и при прямой полярности.

Возможно сочетание данного способа с ранее описанными контрольно-тренировочными циклами.

Восстановление заряда в дистиллированной воде

Имеется в виду, что из аккумулятора полностью удаляется кислотный электролит, банки промываются, а потом в них заливается содовый раствор.

Начавшаяся реакция в активной массе удалит нерастворимые сульфатные соли, после чего батарею следует снова тщательно промыть и штатно зарядить со свежим электролитом. Сода с кислотой взаимодействует бурно, поэтому промывка должна быть долгой и обильной.

Почему происходит сульфатация и как её избежать

Причин сульфатации несколько, и все они связаны с небрежным обращением с батареями.

Основным предшественником становится глубокий разряд. Свинцово-кислотные стартёрные батареи очень этого не любят, при каждом таком явлении они теряют часть ёмкости именно по причине сульфатации.

Из-за низкой плотности электролита в конце разряда и некоторых других химических эффектов появившиеся соли уже не получится растворить в штатном режиме, и часть площади электродов выходит из игры.

Те же последствия получаются при снижении уровня электролита из-за выкипания, разбрызгивания через вентиляцию или просто расплёскивания при переворачивании негерметичной батареи. Особенно если терялась кислота, а добавлялась вода, или вообще ничего.

Косвенно, через разряд, влияют также низкие и высокие температуры, неправильное хранение и «докторский» режим эксплуатации, когда батарея постоянно полуразряжена. Все необходимые требования по эксплуатации изложены в соответствующем документе, регламентирующем порядок пользования батареями.

Эти «правила» обеспечивают бесперебойную работу АКБ на протяжении всего срока службы, который у современных батарей невелик, что компенсируется их полной необслуживаемостью. Таков выбор производителей, от долговечных, но капризных приборов к таким, о которых вспоминают только когда их уже остаётся только заменить на новые.

​”Пациент скорее мертв, чем жив”. Можно ли восстановить аккумулятор народным способом?

Аккумулятор работал без проблем два, три или четыре года, но нынешней зимой начал сдавать позиции – знакомо, правда? Есть ли шанс продлить ему жизнь, или только и остается, что сдать батарею для утилизации? Сейчас разберемся!

Как восстанавливают аккумуляторы и сколько это стоит

У разных водителей АКБ живут по-разному: у одних аккумуляторы служат 7 и даже 10 лет, а другие имеют проблемы даже с теми батареями, которые находятся на гарантии. В Минске фирмы, занимающиеся продажей и обслуживанием аккумуляторов, предлагают услугу восстановления или ремонта АКБ. Можно ли продлить аккумулятору жизнь?

Прежде всего вспомним, что со временем происходит внутри батареи. Подробно об этом мы писали несколько лет назад. Вкратце: если АКБ долго стоит в разряженном состоянии, на поверхности пластин происходит образование плотного слоя сульфатов свинца, который препятствует их контакту с электролитом и мешает протеканию нормальных химических реакций, происходящих в процессе эксплуатации. Аккумулятор в этом случае не будет принимать зарядку обычным устройством, но его можно восстановить с помощью специального оборудования.

Второй распространенный и, к сожалению, необратимый процесс – выпадение активной массы из решеток пластин и их разрушение, ускорение которого происходит из-за длительной работы в режиме недозаряда или, наоборот, перезарядки. Каким бы новым ни был автомобиль и как бы человек ни заботился о батарее, разрушение все равно будет происходить. Вопрос только в скорости процесса. Если владелец следит за состоянием АКБ, она прослужит не меньше 5 лет, если же условия эксплуатации были нарушены, то даже абсолютно новый аккумулятор сдаст позиции уже через год.

Что нужно делать, чтобы батарея дольше служила? Первое и самое важное – не допускать глубокого разряда аккумулятора и не хранить его в таком состоянии продолжительное время, особенно при низких температурах. Такое может произойти, если автомобиль оставить в гараже на всю зиму, не удостоверившись в том, что аккумулятор полностью заряжен, и не проверяя уровень в течение простоя.

В режиме постоянного недозаряда батарея будет работать при регулярных поездках на небольшие расстояния, когда генератор не успевает восстановить потерянный при запуске двигателя уровень заряда. Поэтому у обслуживаемых аккумуляторов стоит следить за плотностью электролита, у необслуживаемых – за напряжением на клеммах. Нормальным показателем является плотность в пределах 1,26-1,28 г/куб.см при температуре окружающего воздуха около плюс 25°С и напряжение в районе 12,7 В – эти показатели свидетельствует о 100-процентном заряде. Если плотность окажется ниже 1,22 г/куб.см, аккумулятор требуется подзарядить.

Любую АКБ возрастом от года сотрудники центров рекомендуют профилактически снимать с автомобиля и заряжать с помощью специального устройства 1-2 раза в год. Также специалисты рекомендуют следить за чистотой аккумулятора, поскольку грязь вызывает медленный саморазряд, и, конечно, вовремя ремонтировать и обслуживать свой автомобиль.

Читайте также:
Автоподъемник для гаража своими руками

Нахождение в автомобиле на улице разряженного аккумулятора зимой приводит к замерзанию электролита и разрушению свинцовых пластин. Если батарея разряжена в ноль, замерзнуть она может уже при минус 7°C. При этом аккумулятор может принять шаровидную форму. Ели его и удается после этого вернуть к жизни, прослужит он недолго, так как пластины будут деформированы.

Не каждый владелец автомобиля имеет возможность, желание и приборы для диагностики и зарядки АКБ. Поэтому некоторые обращаются в сервисные центры. Обслуживание аккумулятора подразумевает под собой чистку батареи, зарядку, долив дистиллированной воды. В сервисе также при необходимости могут восстановить клемму, отремонтировать трещину в корпусе.

Сначала сотрудники диагностируют причину проблемы: осматривают аккумулятор на предмет трещин и дефектов, измеряют напряжение на полюсных выводах под нагрузкой и без, а также проверяют уровень и плотность электролита. Если выяснится, что причиной плохой работы АКБ стала сульфатация пластин, аккумулятор будет восстанавливаться с помощью десульфатирующего зарядного устройства, которое может производить зарядку реверсивным током в течение нескольких суток. В процессе такой зарядки кристаллы сульфата свинца с поверхности пластин растворяются, поверхность соприкосновения электролита с ними увеличивается, пусковой ток и емкость восстанавливаются.

Стоимость обслуживания аккумулятора в Минске составляет в среднем от 1 до 20 руб. в зависимости от вида операции. “Зарядка” в разных фирмах стоит от 8 до 10 руб., диагностика батареи, зачистка и смазка клемм – еще 7-9 руб., десульфатация – от 20 руб., долив дистиллированной воды – 3 рубля. Еще около 8-10 руб. в компании возьмут за подменный аккумулятор. За ремонт большинство фирм берет от 1 до 35 руб., например замена клеммы обойдется в 12 рублей.

Проверяем народный способ

Что делать, если ваш практический новый аккумулятор перестал справляться с возложенными на него функциями? В интернете активно обсуждается такой способ восстановления обслуживаемого аккумулятора, как очистка пластин с помощью дистиллированной воды или воды с добавлением пищевой соды.

Суть метода в следующем: из аккумулятора сливается электролит, после чего в каждую из “банок” заливается раствор пищевой соды – примерно 400 грамм на 5 литров воды. Он провоцирует активную химическую реакцию, которая в теории должна очистить пластины от сульфатов свинца и восстановить рабочие параметры. И хотя народные умельцы используют этот способ и для тех аккумуляторов, электролит в которых уже почернел, то есть пластины начали разрушаться, по логике он должен хорошо сработать только в относительно новых батареях с целыми пластинами.

А будет ли хоть какой-то эффект на отработавшем несколько лет аккумуляторе? Мы проверили метод на батарее емкостью 74 А/ч, прослужившей на дизельном автомобиле около трех лет. Срок небольшой, однако за время эксплуатации прошлой зимой аккумулятор не раз подвергался глубокой разрядке, и владелец решил купить новый. С тестом нам помогли в сервисном центре “РИМБАТ” на ул. Стебенева.

Сначала здесь оценили показатели – плотность электролита в нашем аккумуляторе в норме, в разных банках колеблется в пределах 1,25-1,27 г/куб.см.

При измерении напряжения под нагрузкой показатель начинает стремительно падать с 12,52 В до 5,73 В, в то время как на рабочем аккумуляторе цифры не должны опускаться ниже 9 В.

Кроме того, поднятый со дна электролит сигнализирует, что процесс разрушения пластин уже начался.

Но мы хотим дать батарее последний шанс, поэтому сливаем раствор. Сверху он относительно прозрачный, снизу – с коричневым осадком. Заливаем в аккумулятор раствор пищевой соды.

Щелочь взаимодействует с кислотой, заметно характерное кипение. Ждем минут 20 и вымываем раствор электролитом.

Судя по всему, реакция подействовала на разрушенные пластины, так как слитый содовый раствор стал грязно-коричневым, даже чернее, чем электролит.

После промывки заливаем чистый электролит и ставим аккумулятор на зарядку в зарядный шкаф на 10 часов.

Утром следующего дня повторяем замеры. Плотность электролита снова держится на отметке 1,26 г/куб.см, то есть аккумулятор заряжен полностью.

Напряжение под нагрузкой упало, но на этот раз до 7,8 В – в числовом выражении показатели несколько улучшились, но все равно падение ниже нормы, то есть, чтобы ездить зимой без проблем, придется купить новый аккумулятор.

“80 процентов водителей приносят просто разряженные батареи”

В сертифицированных сервисных центрах содой, водой и другими жидкостями аккумуляторы клиентов никто промывать не будет, как и не станут менять электролит. Во-первых, делать это не рекомендуют производители, которые заливают его на весь срок службы и разрешают максимум, если батарея обслуживаемая, долить в нее дистиллированную воду. Во-вторых, это вредно для здоровья, так как в процессе человек будет дышать парами кислоты и иметь дело с едкими химическими веществами, обращение с которыми требует большой осторожности.

Но самый важный аргумент специалистов – бессмысленность проделанной работы, так как от сульфатов можно избавиться современным и безопасным способом в зарядном шкафу, а разрушенные пластины или заводской брак сода не исправит. Наоборот, переворачивание аккумулятора для слива электролита может привести к короткому замыканию, после чего он гарантированно выйдет из строя.

“Зимой у нас обращений больше, и 80 процентов наших клиентов приносят просто разряженные аккумуляторы, думая, что с ними что-то не так, – рассказывает Анатолий, сотрудник сервисного центра ООО “РИМБАТ”. – Так как они думают, что проблема в самом аккумуляторе, многие просто покупают новую батарею”.

В качестве причин, по которым аккумулятор оказывается разряженным, специалисты называют и короткие поездки, и неисправности в автомобиле. Но хуже всего, когда в таком режиме батарея используется длительное время.

“Плотность электролита 1,22 грамма на кубический сантиметр – в теплую погоду это незаметно, человек продолжает ездить. В результате происходит осыпание активной массы, емкость становится меньше, но замечает владелец это ближе к зиме, когда начинаются проблемы с запуском. Процесс этот необратимый, поэтому приходится покупать новый аккумулятор”.

Читайте также:
Пресс своими руками: используем автомобильный домкрат

Интересуемся у специалиста, можно ли самостоятельно определить, аккумулятор “умер” окончательно или его еще можно оживить.

“Некоторые предположения можно сделать, если знать, как эксплуатировали аккумулятор. Например, у машин, прибывших из Америки, батареи часто разряжены, нередко их работоспособность удается восстановить зарядкой в режиме десульфатации. Точно о состоянии можно узнать, только измерив плотность электролита и напряжение нагрузочной вилкой. Внешне без приборов ничего понять не получится: даже если открутить крышки, разрушенные пластины вы не увидите, осадок находится внизу, но если ареометром поднять его со дна, электролит станет черным, мутным”.

Чтобы аккумулятор отслужил положенные ему 5 лет, специалисты советуют периодически контролировать плотность электролита, подзаряжать АКБ зарядным устройством и устанавливать на авто аккумулятор нужного типа и емкости, например, не ставить обычный “кислотник” туда, где должен стоять AGM.

“Раньше была практика, когда аккумулятор в морозы заносили домой. В теории, если вашей батарее больше 4-5 лет и электроника позволяет снять ее без ошибок, сделать это можно. А новый и заряженный аккумулятор без проблем переживет даже 30-градусный мороз”.

Наш вердикт

По мнению специалистов, чтобы аккумулятор служил долго, автомобилисты должны следить за его состоянием с момента покупки: не использовать аккумулятор длительно в разряженном состоянии, следить за плотностью электролита и не меньше раза в год подзаряжать его с помощью зарядного устройства.

Попытка восстановить “умершую” батарею народным способом поможет как мертвому припарка. По крайней мере в нашем случае: хотя небольшую разницу при измерении напряжения мы заметили, но пользоваться АКБ зимой без проблем все равно не получится. Если аккумулятор долгое время не использовался и пластины покрылись сульфатом, восстановить его работоспособность можно с помощью специального зарядного устройства, а не опасными экспериментами с химическими веществами.

Восстановление аккумулятора

Назначение АКБ – запустить стартер двигателя и поддерживать питание потребителей в электрической бортовой сети, совместно с генератором. Если аккумулятор автомобиля не выполняет функции, требуется восстановление работоспособности или замена. Зная принцип работы АКБ, конструкцию, можно попытаться вернуть работоспособность батарее своими руками.

Как восстановить АКБ

Виды неисправностей АКБ

Не всегда первым признаком неисправности АКБ служит потеря напряжения. Можно обнаружить, корпус прибора дал трещину, или клеммы покрыты солевым налетом. Восстановление целостности корпуса и очистка клемм аккумулятора своими руками относятся к устранению внешних поломок.

Внутренние неисправности АКБ автомобиля требуют восстановления:

  • емкости глубоко разряженного аккумулятора;
  • очистки осадка сульфата свинца на катодах;
  • замыкание между разнозаряженными пластинами, приводящее к выкипанию электролита и разогреву банок;
  • осыпание активной массы с пластин, приводящее к замыканию.

Восстановление автомобильного аккумулятора своими руками невозможно, если произошла деформация корпуса и пластин из-за глубокого перемораживания. При разрушении свинцовых пластин, вздутии корпуса, батарея утилизируется.

АКБ на утилизацию

Восстановление аккумулятора автомобиля своими руками

Если по недосмотру или из-за неисправного генератора в ноль разрядился почти новый аккумулятор автомобиля, владельцы пытаются выполнить восстановление своими руками. Это возможно, но больше проблем при ремонте необслуживаемого аккумулятора.

Независимо, какую бы операцию не проводили, нужно помнить о защите. Электролит – концентрированный раствор серной кислоты, хорошо реагирует с кожей, обугливая кожу. При очистке клемм нужно использовать резиновые перчатки, все замеры уровня и плотности электролита в открытых банках вести в защитных очках.

Есть подозрения на микротрещины в корпусе? Смочите поверхность и положите лакмусовую бумажку. Если она покраснеет – ищите утечку. Но пыль при очистке клемм тоже растворима и дает кислую реакцию. Учитывайте это.

Любые обмывания корпуса, слив электролита можно проводить в эмалированную или пластиковую посуду. Помните, при разведении водой температура раствора повышается. Нейтрализовать пролитый электролит можно питьевой содой.

Предлагаем посмотреть способы восстановления аккумулятора автомобиля своими руками на видео.

Восстановление автомобильного аккумулятора после глубокой разрядки

Аккумулятор не вырабатывает электрическую энергию, а сохраняет ее, преобразованной в химическую. Напряжение это разность потенциала между двумя клеммами элемента. Она должна быть равной 2,1 В при полном заряде. Во время зарядки положительные частицы собираются на аноде, поглощая электрическую энергию. Разряжаясь, ионы с анода переходят на катод, отдают энергию в виде импульса в сеть потребителя.

Проводником служит электролит – раствор серной кислоты стандартной плотности. В период разряда на поверхности пластин появляются мелкие кристаллы PbSO4. Но глубокий разряд приводит к образованию крупных нерастворимых кристаллов. Это значит, электролит обедняется, становится слабее и не способен создавать нужную емкость энергии. Образование на пластинах нерастворимого осадка затрудняет прохождение тока, возрастает сопротивление. Аккумулятор сел. Восстановление заряда АКБ зависит от разрушения осадка сульфата цинка.

Принци пработы АКБ

Другой причиной потери емкости может быть короткое замыкание в одном или нескольких элементах. Отрицательные и положительные пластины разделены сепараторами. Но удар, постоянная тряска, плохое крепление корпуса в гнезде могут вызвать смещение пластин, их соприкосновение. Признаком станет разогрев корпуса, потеря общего напряжения на 2,1 В ( неработающая банка). Восстановление емкости АКБ при КЗ требует замены банки или воздействия импульсным током в 100 А.

Восстановление емкости автомобильного аккумулятора

Даже если не было глубокого разряда, но АКБ работает в полуразряженном состоянии, сульфатация пластин произойдет неизбежно. Чем толще осадок, тем ниже концентрация электролита, емкость аккумулятора.

Схемы возвращения емкости АКБ заключаются в восстановлении плотности электролита и способности аккумулятора принимать заряд.

  1. Демонтаж пластин и их механическая очистка используется, если другой способ – только утилизация. В крышке корпуса вырезают отверстия, извлекают пластины. Дистиллированной водой промывают полости и пластины. Герметичность Конструкции восстанавливается, заливается электролит, производится зарядка. Но так как пластины хрупкие, восстановление АКБ таким способом – работа ювелирная.
  2. Химическое растворение кристаллов может спасти полностью севший АКБ. Активным веществом является раствор Трилона Б. Следует разрядить батарею, слить электролит, промыть внутренности дистиллированной водой. В чистые банки залить 2% раствора трилона Б и 5% аммиака в рассчете на весь объем. В течение часа будет наблюдаться кипение и газообразование. Возможно, раствор придется залить неоднократно, если реакция растворения осадка продолжается. После слить раствор, промыть дистиллированной водой и залить свежий электролит. Произвести зарядку.
Читайте также:
Рихтовочный инструмент для кузова авто: делаем своими руками

Плотность электролита

Зарядное устройство для восстановления автомобильных аккумуляторов

  • Растворение кристаллов на ранней стадии методом контрольно-тренировочного цикла. Потребуется ЗУ, амперметр и вольтметр, потребитель энергии. Принцип восстановления плотности аккумулятора автомобиля заключается в применение несколько циклов зарядки с полной разрядкой батареи. Операция выполняется своими руками но требует много времени.

Зарядка ведется током 0,1 от первоначальной емкости аккумулятора. измеряется плотность электролита в каждой банке, доводится до нормы, для перемешивания зарядка ведется еще полчаса. После подключается лампа накаливания на 70 В, как потребитель тока. При напряжении 10,2 В батарея считается разряженной. Время разряда определяет оставшуюся емкость батареи. Новая АКБ разряжается 10 часов.

Цикл повторяется несколько раз, сульфатные кристаллы растворяются, сопротивление падает, время разряда батареи увеличивается. Процесс очистки пластин от осадка должен быть непрерывным. Это лучший способ восстановления старого или необслуживаемого аккумулятора автомобиля.

Сульфатация пластин

  • Можно растворить сульфатный камень без химии, используя только дистиллированную воду. Залитую водой АКБ ставят на зарядку, под напряжение 14 В. Слабое кипение в банках поддерживается регулированием напряжения. В процессе плотность жидкости меняется – идет растворение осадка. Вода меняется несколько раз, процесс может занять месяц. После очистки пластин растворением, полости промывают и заливают электролитом нужной плотности.
  • Когда никакие методы не помогают восстановлению аккумулятора автомобиля, воспользуйтесь переплюсовкой. Метод поможет, если аккумулятор качественный, электролит прозрачный, только виден налет на пластинах. Сульфаты осаждаются на анодах. Если на пластину подать минус, осадок будет разрушаться. Полностью разряженную батарею подключаем на обратный ток силой в 6 А, уменьшаем до 2А, добавляем сопротивление, чтобы уменьшить разогрев корпуса АКБ. Восстановление сопровождается закипанием банок. После следует переполюсовать аппарат. Емкость возвратится или аккумулятор окончательно разрушится.
  • Существует специальное зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов с функцией импульсного режима и десульфатации. Схема восстановления емкости:

зарядка на малом токе 10 минут;

разрядка под нагрузкой 1 минута.

Устройство по стоимости соизмеримо с ценой хорошего аккумулятора. Чаще используется для восстановления и зарядки автомобильных аккумуляторов обычное зарядное устройство.

Восстановление банки

Если в АКБ замкнула банка

Первым признаком выхода из строя банки станет падение напряжения до 10,5 В. Вторым – кипение аккумулятора и сульфатация пластин. Обнаружить неисправный элемент можно по плотности электролита.

Можно освободить банку от электролита, промыть и извлечь из нее пластины. После осмотра и устранения повреждений контур восстанавливается, запаивается. Иногда банка заменяется подобной, из нерабочего АКБ. Элемент ставится на место, проводится восстановление соединения с клеммой аккумулятора автомобиля.

Замкнутая банка аккумулятора – причина его утилизации. Иногда используется рискованный способ воздействия на проблемный участок импульсом с силой тока в 100 А в течение 1-2 секунд. Место соединения пластин должно расплавиться – точечный контакт и большое сопротивление. Однако рисковать стоит, если АКБ готовится на списание.

Видео

Предлагаем посмотреть урок, как можно восстановить очень старый АКБ.

Как в домашних условиях восстановить аккумулятор

Автомобилям свойственно ломаться. Это прискорбное явление ощутили на себе все, ну или почти все автомобилисты. Рано или поздно в любимой «ласточке» появляются неприятные стуки, визги и поскрипывания. Но, пожалуй, самый неприятный вариант – это когда утром ты садишься в свой автомобиль, вставляешь ключ в зажигание, поворачиваешь его и… И тишина!

Машина совершенно не подаёт признаков жизни. Сердце в панике замирает, казалось бы, всё кончено… Но не спешите отчаиваться! Скорее всего, причиной «смерти» автомобиля послужил неработающий аккумулятор. Иногда бывает достаточно просто его зарядить, но случаются ситуации, когда от времени или неправильной эксплуатации старый аккумулятор приходит в негодность. Хотя и это ещё не приговор к походу в автомагазин. В большинстве случаев вы можете самостоятельно реанимировать «электрическое сердце» вашего автомобиля. Причём не только реанимировать, но и существенно продлить ему жизнь.

Но прежде чем рассказывать о том, как восстановить аккумулятор, или, говоря другими словами, отвечать на вопрос «Что делать?», давайте разберёмся с не менее извечным вопросом «Кто виноват?». А проще говоря, рассмотрим наиболее частые причины выхода аккумулятора из строя.

Основные причины выхода аккумулятора из строя

Скорее всего, каждый автомобилист знаком с устройством АКБ. Но, тем не менее, мы кратко освежим эти знания.

Аккумулятор – это устройство, которое, с одной стороны, превращает энергию, полученную в результате химической реакции, в электрический ток, а с другой стороны, способно собирать (аккумулировать) электрический ток, произведённый генератором автомобиля. Для обеспечения этих процессов в аккумуляторе установлены два набора свинцовых пластин, имеющих положительный и отрицательный заряды, и щелочной раствор, который служит так называемым электролитом. Вот собственно и все компоненты такого сложного на первый взгляд прибора. Так какие же неполадки могут с ним случиться?

  1. Разрушение пластин. Причинами этого могут стать такие факторы, как использование электролита, не подходящего по климатическим условиям, «перезаряд» батареи, долгое разряженное состояние, механические повреждения вследствие плохого крепления АКБ.
  2. Короткое замыкание. Причины в этом случае – разрушение сепараторов или образование между пластинами наростов.
  3. Сульфатация. Пожалуй, самая неприятная из возможных проблем. Возникает при длительном хранении разряженной АКБ или нехватке электролита во время эксплуатации.
  4. Загрязнения электролита. Распространённая «болезнь» обсуживаемых аккумуляторов. Достаточно просто возникает и так же легко устраняется своими руками.
  5. Интенсивный саморазряд. Одна из наиболее распространённых неисправностей. Вести к ней может множество причин – от плохо натянутого ремня генератора до низкого уровня кислоты в АКБ.
  6. Переполюсовка батарей. Причиной этой неполадки может стать неправильное и длительное включение АКБ. Устраняется несколькими циклами разрядки-зарядки.
Читайте также:
Светодиоды для авто своими руками

Итак, разобравшись с основными «болезнями», пришло время поговорить о том, как их вылечить. Проще говоря, переходим к практическим рекомендациям, которые помогут вам обновить пришедший в негодность аккумулятор.

Способы восстановления АКБ

Как в домашних условиях восстановить аккумулятор

Восстановление аккумулятора малым током

Начнём с одного из наиболее распространённых способов восстановления аккумулятора. Он отлично справляется с небольшой сульфатацией и повышенным разрядом батареи. Для него вам понадобится только зарядно-восстановительное устройство и немного дистиллированной воды.

Суть метода: аккумулятор длительно, но с небольшими перерывами заряжают током малой силы. На практике это выглядит следующим образом:

  1. Аккумулятор ставят на зарядку в обычном режиме, предварительно долив в него дистиллированной воды немного выше обычного уровня. Учтите, если вы собираетесь оживить АКБ после сульфатации, предварительно необходимо восстановить клеммы на аккумуляторе. Проще говоря, их нужно почистить. Продолжают зарядку до тех пор, пока не начнётся заметный процесс газообразования. Потом батарее дают «отдохнуть» в течение 20–30 минут.
  2. После перерыва снова включают зарядное устройство, но в этот раз ток уменьшают практически в 10 раз. Он должен равняться приблизительно одной сотой от заявленной мощности аккумулятора. То есть для АКБ ёмкостью 120 А/ч понадобится сила тока 1,2 А/ч. И вновь заряд длится до начала газообразования, после чего делается двадцатиминутный перерыв.
  3. Далее процесс повторяют несколько раз. Обычно для того, чтобы провести реанимацию аккумулятора, достаточно 8–10 циклов зарядки.

Во время зарядки необходимо следить, чтобы уровень электролита всегда был выше пластин аккумулятора. При снижении уровня необходимо добавить дистиллированную воду.

Метод обратной зарядки

Этот метод восстановления тоже достаточно прост и вполне может быть выполнен своими руками. Правда есть одно НО. Необходим сильный источник тока. Например, сварочный аппарат. Напряжение должно быть не менее 20 вольт, а сила тока – 80 ампер.

Сама же технология чрезвычайно проста: к отрицательной клемме АКБ подключаем положительную клемму источника питания и, наоборот, к положительной клемме – отрицательную. После этого включаем зарядное устройство.

Во время проведения обратной зарядки аккумулятор может закипеть. Не волнуйтесь, это нормальное явление при данной процедуре.

Зарядка АКБ от сильного источника должна длиться ровно полчаса. После чего сливается электролит, а сама батарея тщательно промывается горячей водой и ставится на обычную зарядку (естественно, после того как вы зальёте новую кислоту). И через 24 часа ваш аккумулятор готов к работе.

Восстановление в дистиллированной воде

Этот метод по праву можно назвать экспресс-восстановлением аккумуляторной батареи даже после глубокого разряда. Дело в том, что вся процедура занимает не более часа. Правда, для её проведения потребуется раствор под названием Трилон Б. Это жидкость, состоящая из 5 % аммиака и 2 % трилона. Приобрести её можно практически в любом автомагазине.

Оживить старый аккумулятор в домашних условиях в дистиллированной воде можно следующим образом:

  • сливаем электролит;
  • промываем АКБ дистиллированной водой;
  • заливаем раствор Трилон Б;
  • в течение часа в АКБ происходит процесс десульфатации;

Во время десульфатации с использованием Трилон Б из аккумулятора могут выделяться видимые газы. Не пугайтесь. Это нормальный для такой процедуры процесс, и газы совершенно безвредны для человека. Также из открытых крышек могут появляться мелкие брызги.

  • несколько раз промываем аккумулятор дистиллированной водой;
  • заливаем новый электролит;
  • заряжаем аккумулятор обычным способом.

Как видите, таким образом достаточно просто восстановить АКБ даже после сильной разрядки.

Замена электролита

Это самый очевидный и лёгкий способ реанимировать старый аккумулятор. Правда, он не подойдёт при серьёзных поломках, например, если нужно восстановить банку в аккумуляторе.

При всей кажущейся простоте способ смены электролита имеет свои тонкости. Недостаточно просто вылить старую жидкость и залить новую. В промежутке между этими действиями аккумулятор следует промыть (опять же отдаём предпочтение дистиллированной воде) и минут на 20 залить горячим раствором воды с пищевой содой. После этого заряжаем АКБ с помощью обычного зарядно-восстановительного устройства и ВУАЛЯ! – ваш старый аккумулятор опять готов к бою.

Обслуживание аккумулятора

Как видите, на вопрос «как реанимировать аккумулятор» есть несколько ответов. Но в заключение статьи нам хочется дать не очередной совет, как оживить старый аккумулятор своими руками, а рекомендации по обслуживанию вашей АКБ. Соблюдая эти простые правила, вы существенно продлите срок жизни батарее, и, скорее всего, вам не придётся прибегать к советам из нашей статьи.

Итак, что включает в себя обслуживание аккумулятора:

  1. Периодически очищайте АКБ от грязи, остатков электролита и масла.
  2. Тщательно крепите аккумулятор.
  3. Проверяйте чистоту газоотводных отверстий, а при необходимости прочищайте их.
  4. Очищайте клеммы и наконечники проводов.
  5. Следите за уровнем электролита в АКБ и периодически проверяйте его плотность.

В обслуживании аккумулятора нет ничего сложного. Но зато эти простые правила надолго сохранят «электрическое сердце» вашего автомобиля здоровым, и надеемся, реанимация аккумулятора вам никогда не потребуется!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: